Недавно наши ученые проводили на людях такие опыты. Сначала в Вологодской области попросили граждан ответить одним словом на вопрос: «Ты кто?» Женщины в большинстве своем отвечали: «мать», «жена», «Людмила», «бухгалтер», даже был вариант: «человек». Большинство же мужчин, кроме пары «коней в пальто», обозначили специальность: «лудильщик», «губернатор», «механизатор»... И только единственный из сотен опрошенных, взяв под козырек своей милицейской фуражки, ошарашил исследователей ответом: «Татарин!» После опыты перенесли на Кубань. Там все сто процентов пытаемых сразу назвали национальность.
 
Эту историю рассказали Владимир ПОПОВ, доктор исторических наук, профессор, и Владимир АРСЕНЬЕВ, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук. Оба из Санкт-Петербургского государственного университета, работники Музея антропологии и этнографии Российской академии наук.
 
- Почему такая разница? - поясняют ученые. - Да потому, что на Вологодчине практически все русские, и сказать, что я - русский, значит, не сказать про себя ничего. А на многонациональной Кубани, где острое противопоставление этносов и культур, ощущение себя по национальному признаку выходит на первое место.
 
- Отчего же в последнее время в больших городах и южных провинциях мы как-то вдруг отатарились, окавказились, оскотинились друг на дружку?
 
- Национальный вопрос при позднем социализме не имел места. Все ощущали себя советскими. Все текло ровно. Но к 80-м годам произошел резкий перелом. Руководство страны, тупо транжиря огромный приток нефтяных денег и затеяв афганскую войну, потеряло всякие ориентиры развития. Что и привело к общему осознанию: а на хрена нам коммунистическая идеология? Вот на базе этого хаоса появилось много «спасителей государства» в лице лидеров народных фронтов. Эти лидеры быстро поняли: а на хрена им СССР, если они могут стать первыми, а главное, независимыми от Москвы в своих регионах и будут иметь там все удовольствия! Для того и подняли в республиках национальный вопрос, самый простой и не требующий раздумий: гляди, обыватель, почему у тебя нет квартиры, машины, денег, потому что кругом жиды, черножо...е, русские и т. д.! Если от них отделимся под моим руководством, то заживем, как в Швеции!
 
Однако один из ярых эстонских националистов, не стоящий у руля власти, однажды славно сказал: «СССР был похож на огромный океанский лайнер, у которого вдруг заклинило руль и корпус дал течь. А Эстония - маленькая шлюпка на борту этого лайнера - тут же пустилась в одиночное плавание, чтобы спастись. Понятно, что маленькой шлюпке трудно и опасно в открытом море. Поэтому ей бы необходимо вернуться на борт к тому лайнеру, но при условии - если его починят как следует».
 
Все мы немного викинги
 
- ...Интересно, что национальный вопрос максимальную четкость получил в выражении Галины Старовойтовой о праве этноса на самоопределение. Этот тезис она произнесла незадолго до своей гибели.
 
- Зачем Старовойтовой это было надо? Она просто не понимала?
 
- С одной стороны, она выступала против графы в паспорте - «национальность», с другой стороны, заявляла, что каждый этнос имеет право на свою государственность. Где же логика?!
 
А что есть этнос? Например, сербы, хорваты, боснийцы на деле это один народ - сербы. Но одни приняли католицизм - стали хорватами, другие приняли мусульманство - стали боснийцами. Арабы в Ливане, близкие к православию, - марониты. Есть еще друзы - те же арабы, в общем, но они уже не считают себя арабами. А чем отличаются фламандцы от голландцев? На одном языке говорят, живут рядом. Отличие лишь в религии. Голландцы - лютеране, а фламандцы - католики. То есть религия часто становится этноопределяющей.
 
- Религия стравливает народы?
 
- Нет! Сначала в обществе возникает конфликт, раскол, а потом уже ищут десять отличий: мы мусульмане, а мы католики; мы скотоводы, а мы землепашцы; мы лучше, вы хуже... Та же Старовойтова провоцировала конфликт.
 
- Но коль уж конфликт случился, можно ли как-то его гасить в отношениях с теми же чеченцами, например?
 
- Какой конфликт? Половина чеченцев живет по всей России и владеет собственностью, сопоставимой с собственностью крупного европейского государства. Они абсолютно не заинтересованы в этой самой войне в Чечне. А навести порядок в Чечне проще простого - надо им всем дать работу!
 
- Но есть мнение, что этот народ не любит и не хочет работать.
 
- Неправда. Чеченцы очень работящий народ, только обстоятельства многих толкнули на криминал. Вот, например, были викинги. По родовому закону у викингов наследство все доставалось младшему брату, остальные должны были уйти. А куда уйти? Вот викинги и нанимались в разбойники. У чеченцев такой же закон, только наследство остается старшему брату. В советское время чеченцы массово уезжали в колхозы на строительство клубов, коровников и т. д. и никому не создавали проблем. Теперь, когда работы для них не стало, куда им податься?
 
- Так что ж получается? Сколько миллиардов мы тратим на кавказские войны... Если на эти миллиарды создать на Кавказе какие-то производства, проблема сдохнет сама собой?!
 
- Потому и тратимся на войну, так как не понимаем, что происходит! Или кому-то выгодно не понимать, что происходит!
 
Вот тейповая система у чеченцев - она в советские времена была менее актуальна. После распада СССР она опять возродилась, приобретя новые формы. И стала основой военной, политической и религиозной организации, той самой, которая противостояла центральной московской власти.
 
Сколько ни дай, все разворуют!
 
- Когда стоит вопрос о выживании какой-то этноструктуры, то возрождаются эти первобытные институты. Во многих традиционных обществах юноши должны все время подтверждать свой мужской статус. Масаи, например, раньше должны были добыть голову врага. Теперь им надо ходить на льва, чтобы доказать принадлежность к мужскому роду. Иначе он ребенок, он не может жениться. Это утверждено в обществах, где остро стоит борьба за существование. Потому и сейчас в кавказских тейпах особо утверждается идеология, что юноша и мужчина - это прежде всего джигит, это воин.
 
- Какое производство можно бы предложить кавказцам, дабы снять проблему борьбы за выживание?
 
- В Ингушетии, как известно, пытались создать свободную экономическую зону. Это все вылилось в огромное разворовывание денег, поскольку в России нет единой экономической программы. А ее нет, потому что непонятно до сих пор, как Россия впишется в единую систему мировой экономики, мирового разделения труда? Мы не можем и для себя ничего придумать, а придумывать специально для Кавказа - значит, культивировать инаковость. А они будут спекулировать на этой инаковости. В результате рост паразитизма и высоких амбиций. Поэтому давайте мы сначала продумаем для страны в целом, чего мы хотим.
 
- И все же, чтобы отвлечь молодых джигитов от криминала, снять напряжение, может, стоит построить там какие-то, пусть и убыточные, предприятия по производству ножей, топоров, лопат... пусть и ненужных в больших количествах. А зарплату как-то давать прямиком из Москвы, чтобы она сильно не разворовывалась?
 
- Может, и так?! Это элемент советской экономики, который где-то и оправдывал себя, изживая безработицу. Конечно, куда дешевле было бы содержать иные регионы на иждивении, чем тратиться там на военные дела, не говоря уже о человеческих потерях. А что сейчас получается?! Северный Кавказ - это лишь часть большого плана экстремистов, в рамки которого входит создание мусульманского имамата на юге и в центре России, куда по их замыслу должен войти не только Кавказ, но и Татарстан, и Башкирия. Угроза распада РФ сохраняется до сих пор.

 
Что делать?
 

- У нас сейчас сложилась олигархическая система управления, которая пытается съесть все, что дает деньги. А противостояние одних олигархических групп другим мешает созданию единой экономики. Возврат к отраслевой системе управления был бы более прогрессивным.
 
- Предлагаете раскулачивать олигархов?
 
- Надо привлекать их в систему управления, с тем чтобы они начинали дробить собственные конгломераты по отраслевому принципу. Тогда мы могли бы лучше вписываться в мировую систему отношений, менее от нее завися. Вчера мы хотели в ВТО, сегодня уже не хотим, потому что ВТО навяжет нам другие правила поведения!
 
- Ну вы и выразились! А я вот думаю: олигархи жадны и непатриотичны, руководство у нас краткосрочное - от выборов до выборов, может, надобно как-то подымать на спасение Родины средний класс?
 
- Не надо повторять западный миф о роли среднего класса. У нас его нет! При нынешней системе средний класс у нас никогда не сложится, а будет класс очень богатых и очень бедных. Наша система не заинтересована в самостоятельности мышления рядовых граждан. Происходит массовое обыдление населения в интересах определенных кругов.
 
Чтобы выжить, надо быть бандитом
 
- Ладно, нет у нас среднего класса. Но взять вологодского фермера, мордовского хозяина лесопилки. Разве они не заинтересованы в разбыдливании своих рабочих и приобщении оных к культуре? Ведь фермеру и его семье жить не в Лондоне.
 
- Какая культура? О чем вы?! Чтобы фермеру выжить в России, он должен проявлять бандитское поведение и тому же учить детей!
 
- Неужели они никогда не станут культурными?
 
- Нет! Не успеют. Количество обездоленных уже превышает критическую массу. При нынешней системе либо произойдет очередной бунт, либо общество просто вымрет, что и происходит!
 
- Да, с демографией у нас худо. Может, страну спасут мигранты - гастарбайтеры?
 
- Мигранты - бомба замедленного действия. Это уже давно поняли и у нас, глядя на события во Франции. Но мигранты очень выгодны чиновникам-взяточникам. Известно, что в иной питерской или московской квартире их бывает прописано до трехсот человек! На них паразитируют много структур, а стало быть, нелегальная миграция - особенно китайская - будет все нарастать, как снежный ком, и мы еще хлебнем горя с этим явлением.
 
- Выхода нет?
 
- К объединению населения в единый и счастливый народ - россияне надо сделать очень простенький, но очень трудный в реализации шаг. Кремль должен поступить так, чтобы население поняло - власть действительно защищает закон и интересы народа. Пусть будут богатые, но чтобы они не выставляли свое богатство напоказ и немножко бы делились с народом. В СССР элита это хорошо понимала и прятала сокровища, потому не было социальной озлобленности.
 
Сейчас все попытки облегчить народу жизнь, как тот пар, уходят в свисток. Вот придумали ипотеку. Но цены сразу скакнули так, что жилье нормальному человеку еще более недоступно. Питерский профессор не в состоянии купить квартиру. За границей мы со стыдом называем свой заработок - 300 евро, хотя реально мы и столько не зарабатываем...
 
А еще напишите, если позволят, что надо в корне менять образовательную систему и политику ваших СМИ. Сегодня и та, и другая работают больше на оболванивание и растление молодежи...


Источник