Федеральная миграционная служба взялась восполнить убыль населения России, в особенности трудовых ресурсов. Как сообщил начальник управления по делам соотечественников ФМС Евгений Маняткин, власти намерены создать специальный государственный фонд, который будет предоставлять гарантии банкам при выдаче ипотечных кредитов русскоязычным иммигрантам. По словам чиновника, под гарантии этого фонда переселенцы «смогут получить ипотечные кредиты в банках сразу же по прибытии в Россию и обустраивать свою жизнь».
Всего к 2012 году ФМС рассчитывает переселить в Россию 300 тысяч наших соотечественников. По оценкам экспертов, банковские гарантии такому числу новых сограждан обойдутся бюджету примерно в 5 млрд долларов.
Казалось бы, ФМС взялась за благое дело. Действительно, многим из русских, оставшихся после развала СССР буквально в одиночестве в том же Таджикистане, нужно попросту помочь перебраться на историческую родину. Но стоит ли России взваливать на себя бремя массового переселения соотечественников из того же Северного Казахстана — территории, исторически освоенной как раз русскими, на которой они, кстати, составляют большинство нынешнего населения? Не проще ли если и оказать им помощь, то иными средствами? В том числе для того, чтобы эти люди не покидали территорию, исторически освоенную русскими.
Еще один наглядный пример такого рода — Приднестровье. Представим, что и оттуда, соблазнившись обещанными благами, начнут массово переезжать на историческую родину русскоязычные граждане. Нетрудно угадать, кто займет их место. И их отъезд будет означать фактически сдачу международных позиций России. И это тоже должна оплачивать из своего бюджета наша страна?
Словом, вопросов программа переселения соотечественников рождает множество.
Этими проблемами, кстати, «озаботились» в последнее время многие российские ведомства. Минэкономразвития, например, сообщило на днях, что в ближайшие десять лет нас ожидает существенное сокращение численности населения. К 2020 году, как предупреждает МЭРТ в концепции социально-экономического развития, в России останется 138-139 млн человек (сейчас нас — 142 млн). Причем более всего сократится число трудоспособных граждан. Если сейчас таких в России насчитывается 89,8 млн, то к 2020 году прогнозируется падение их численности до 77,2 млн человек.
И вот для восполнения убыли населения МЭРТ предлагает два способа. Первый — поддержка материнства и детства. Однако даже в случае успешной реализации демографической политики, согласно прогнозам МЭРТ, к 2020 году удастся только восстановить нынешнюю численность населения России. Так что первый способ необходимо дополнить вторым — привлечением мигрантов из-за рубежа в Россию на постоянное место жительства. В качестве основных экспортеров рабочей силы МЭРТ рассматривает в первую очередь страны бывших республик СССР. Максимальный совокупный миграционный потенциал стран СНГ и Балтии в направлении России оценивается ведомством Грефа в 3 млн человек на период до 2015 года.
Однако тут опять возникают вопросы — так ли уж нужно привлекать в Россию трудовых мигрантов? Неужели в самой России нет безработицы? Как считают некоторые эксперты, финансовые средства логичнее направлять в первую очередь на программы по обеспечению работой коренного населения Российской Федерации, а не заманивать в Россию кредитами гастарбайтеров, пусть даже из ближнего зарубежья.
Кандидат социологических наук Олег Проценко видит решение проблемы следующим образом: «Чрезмерная актуализация стимулирования притока трудовых мигрантов в Россию опасна. Есть более, на мой взгляд, разумный проект, согласно которому нужно предусмотреть системную иммиграцию русских, проживающих в странах ближнего зарубежья, так как именно они сохранили традицию высокой образованности и профессионализма, а также — возвращение тех бывших россиян, кто покинул страну в годы активной «утечки мозгов». Вот на это и денег не жалко».