Следствие определилось с основной версией подрыва поезда в Новгородской области, сообщает сегодняшняя газета «Коммерсантъ». Как и следовало ожидать, основное подозрение пало на представителей ваххабитского подполья, угнездившегося на Северном Кавказе. Причем, по данным издания, террористам помогал кто-то из местной чеченской диаспоры.

Опрашивая жителей Малой Вишеры и деревни Бурга — ближайших к месту теракта населенных пунктов, оперативники получили показания двух человек, которые, возможно, подвозили к месту преступления главного подозреваемого на своем автомобиле ВАЗ-2107. Они рассказали следователям, что за неделю до теракта познакомились с уроженцем одной из северокавказских республик, приехавшим в Великий Новгород. Тот рассказал, что хочет с семьей переехать в Малую Вишеру или Бургу и открыть там какой-нибудь бизнес. А для начала решил осмотреться и попросил повозить его по округе. В последний раз эти свидетели видели кавказца в день теракта, когда он попросил их отвезти его на станцию Бурга. Уже после взрыва другие люди видели его на шоссе, проходящем недалеко от места подрыва. Там подозреваемый сел в другую «семерку» и скрылся с места преступления. Судя по тому, что теперь террориста активно разыскивают в Карачаево-Черкессии, машина была с тамошними номерами.

Сообщников подрывника ищут и среди вайнахской диаспоры (чеченцев и ингушей) Новгородской области. Как сообщил «Коммерсанту» председатель чечено-ингушского культурного общества «Вайнах» Салама Юнусова, силовики проверили почти каждого выходца с Северного Кавказа, проживающего в Новгородской области. Особенно интересовались теми, кто приехал в регион недавно.

Версия о «чеченском следе» всплыла еще 15-го августа, когда в северокавказскую редакцию радиостанции «Свобода» позвонил неизвестный и, представившись заместителем командира группировки «Рияд Салихин» («Сады праведных» — бригада смертников Шамиля Басаева), заявил, что ответственность за подрыв поезда берут на себя сепаратисты Чечни. Правда, некоторые издания встретили признания неизвестного не без определенного скепсиса.

Ранее «Рияд Салихин» (в которую, кстати, входили и женщины-смертницы) уже засветилась практически во всех громких терактах, произошедших в России за последние годы. Она взяла на себя ответственность за взрыв на концерте в Тушине, у гостиницы «Националь» в Москве; подрыв электрички в Ессентуках; теракт на станции метро «Автозаводская»; взрывы двух пассажирских самолетов; диверсию у метро «Рижская», а также захват школы № 1 в Беслане.

Несмотря на то что сама организация как единое целое, скорее всего, прекратила свое существование (под действием антитеррористических мероприятий и в результате гибели основных главарей), вполне вероятно, что из ее членов еще остались некоторые действующие активисты, а также просто те, кто жаждет примерить на себя ее сомнительные лавры.

В то же время правоохранительные органы проверяют и другие версии теракта. В частности, как сообщает Фонтанка.ру, в Петербурге были задержаны двое анархистов. Правда, официальные органы эту информацию пока не подтверждают. На самом деле причастность анархистов к взрыву поезда маловероятна. Ранее представители этого политического движения не были замечены в терроризме, имеющем целью повлечь значительные человеческие жертвы. Скорее всего, правоохранительные органы отрабатывают их на всякий случай, возможно, чтобы заодно проверить в причастности к экстремистской деятельности.

В качестве других возможных версий отрабатывается также причастность местных националистов и месть кого-то из уволенных железнодорожников, решивших таким образом отомстить своей компании (теперь эта версия практически отброшена). Спикером Госдумы Борисом Грызловым и губернатором Новгородской области Сергеем Митиным выдвигалось даже предположение о причастности местных криминальных структур. Но все эти версии выглядят довольно сомнительными. Все-таки все вышеперечисленные категории подозреваемых вряд ли могли дойти до такого безумия, как подрыв пассажирского поезда с потенциально огромным количеством жертв.

Что же касается деятельности экстремистов их ваххабитского подполья, окопавшегося на Северном Кавказе, то их желание и возможность совершать теракты не вызывает ни малейших сомнений. Всем памятна недавняя серия нападений в Ингушетии. Все знают, какую ненависть испытывают исламисты к «неверным» вообще и к русским в частности. Возможно, подрыв поезда в Новгородской области, как и ранее теракты в Москве («Норд-Ост» и пр.), призваны расширить географию действий террористов и показать, что никто в России не может ощущать себя в безопасности, насадить атмосферу страха.

Впрочем, Россия уже ясно и недвусмысленно сформулировала свой курс в отношении отморозков и негодяев из числа тех, кто желает насадить у нас «единственно правильный исламский порядок». Тех, кто пытается терроризировать Россию и убивать наших граждан, ждет неотвратимое возмездие. Достаточно вспомнить, как закончили свои дни главари чеченского подполья — Басаев, Масхадов и Гелаев. Но, похоже, некоторые из их последователей не извлекли уроков из происшедшего. Что ж, дурак учится только на своих ошибках, а религиозный фанатик в данном случае ничуть не лучше дурака.


Источник