В столичных общежитиях сегодня можно встретить кого угодно – гастарбайтера из Таджикистана, торговца с вьетнамского рынка, продавца из ближайшей палатки. Нелегалы порой занимают нескольку этажей здания. В то же время, по информации Рособразования, местами в общежитиях Москвы обеспечены лишь 89,9% нуждающихся студентов. Похоже, торговля их жилплощадью давно стала доходным бизнесом для администраций ряда вузов. Именно поэтому поселиться в «общаге» рядовому студенту чаще всего проблематично.
По оценкам экспертов, почти 20 тысяч мест в 118 вузовских общежитиях Москвы сдаются приезжим, в то время как часть иногородних студентов вынуждена снимать себе жилье в частном секторе. Студентам, которым посчастливилось получить койку в «общаге», приходится мириться с нежелательными соседями. Заявить о нарушении собственных прав студенты зачастую просто боятся – излишняя разговорчивость может обернуться выселением. Однако Рособразование, похоже, предпочитает не замечать имеющихся проблем.
Все флаги в гости
По данным ГУВД Москвы, в прошлом году в столице было выявлено 45 000 нарушений правил использования общежитий. Как утверждает председатель Молодежной палаты при Мосгордуме Александр Бугаев, жалобы поступают от студентов практически всех вузов.
Например, общежития Строительного университета заселены разнорабочими из ближнего зарубежья. А в общежитиях столичного Педагогического университета живут торговцы — азиаты и таджики. Нелегалы соседствуют со студентами Академии тонкой химической технологии, Университета геодезии и картографии, Геологоразведочного университета…
Пару лет назад разразился скандал в общежитии Университета управления: нелегальные поселенцы–милиционеры избили студентов-таджиков. После этого, правда, порядок в вузе удалось наладить: ректорат взял ситуацию под личный контроль, усилили охрану, подключили студенческие оперотряды.
Между тем, вне зависимости от того, кто занимает дефицитные места в общежитиях – нелегалы, наркоторговцы или официально оформленные трудовые мигранты, руководство вузов напрямую нарушает действующее законодательство.
Вопреки закону
Право каждого иногороднего студента, нуждающегося в жилье, получить место в общежитии закреплено федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В нем четко сказано, что если в учебном заведении есть студенты, которым необходимо общежитие, его жилищный фонд запрещено использовать не по назначению. А в случае, когда все собственные студенты и аспиранты жильем обеспечены, руководство может сдать свободные площади в аренду. Но только студентам другого вуза.
Между тем, по неоднократно озвученным экспертным данным, посторонним сдается до 20 тысяч мест в столичных общежитиях. Чаще всего делается это без всяких договоров. Бывает, правда, что по бумагам площади отдают в аренду другому вузу, а на деле в комнатах проживают вовсе не студенты. Так, по словам депутата Мосгордумы Ирины Великановой, поступили, например, в МПГУ. Вуз передал 115 мест в аренду филиалу Университета сервиса. Только вместо студентов Института туризма и гостеприимства на улице Космонавтов проверяющие обнаружили толпу мигрантов-азиатов.
Как рассказала «Росбалту» аспирантка МПГУ Наталья (свою фамилию девушка, приехавшая из Новгорода, называть боится), о нахождении мигрантов в общежитии студенты написали несколько анонимных писем – в Молодежную палату, в УФМС. Рабочие живут здесь постоянно. Общежитие превратилось в гостиницу – одна группа гастарбайтеров уезжает, другая – приезжает.
Финансовая составляющая
Общежития давно стали привлекательной частью рынка арендного жилья. Ночевка для человека со стороны обходится здесь в среднем в 300 рублей. Эта цифра не идет ни в какое сравнение со стоимостью номера даже в самой захудалой гостинице. Вообще, поселить наемного рабочего в общежитии — один из самых доступных способов решения жилищной проблемы. Утверждают, что нелегальная аренда студенческой комнаты вдвое дешевле, чем съем квартиры. Поэтому-то фирмы-работодатели вовсю используют коммерчески привлекательный арендный фонд. По утрам к общежитиям приезжают автобусы, в которые загружаются гастарбайтеры, вечером те же автобусы привозят работяг обратно.
Так кто же так смело распоряжается жилплощадью студентов? «Я глубоко убежден, что ректоры вузов – глубоко порядочные люди. Большинство из них и не предполагают, что творится в общежитиях», — отмечает Александр Бугаев.
Скорее всего, это соответствует действительности. Большинство общежитий находятся вдалеке от вузов и их ректоратов. Поэтому, как правило, вопрос о поселении решает на месте обычный комендант. В его карман, по всей видимости, и уходит большая часть прибыли. И все-таки сомнительно, чтобы повсеместно коменданты были настолько уверены в собственной безнаказанности. «Скорее всего, они делятся прибылью с кем-то из руководства, скажем, на уровне проректора вуза, — предполагает Бугаев. — Наверняка представители районных правоохранительных органов тоже должны быть в курсе. Не может быть такого, чтобы они не знали, что происходит на их территории».
А воз и ныне там
Как пояснила «Росбалту» депутат Мосгордумы Ирина Великанова, большинство вузов, расположенных на территории столицы, так же как и их общежития, — находятся в федеральной собственности. Однако ситуация, сложившаяся вокруг них, вынуждает городские власти в нее вмешаться. Этот вопрос постоянно поднимают студенческие профсоюзы, ими озабочены Молодежная палата Мосгордумы, ГУВД Москвы, Управление ФМС и прокуратура города. Парадоксально, но похоже, что проблему не готовы признать именно те, что должен ею заниматься по закону – федеральные ведомства, отвечающие за образование.
Информация, полученная Молодежной палатой по результатам проверки общежитий, стала основанием для принятия столичными депутатами обращения к министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко. Но ведомство умудрилось не найти нарушений в существующем порядке использования общежитий.
Что обследовали чиновники, остается тайной. Ведь, например, на прошлой неделе в ходе рейда московского управления Федеральной миграционной службы только в двух общежитиях было обнаружено более 250 посторонних жильцов. В общежитии Российского Государственного геологоразведочного института на улице Волгина нашли приют 163 гражданина Турции, а в общежитии для аспирантов Московского педагогического госуниверситета на двух этажах разместились гастарбайтеры из Таджикистана. Вот только сотрудники миграционной службы ничем помочь студентам не смогли – мигранты находятся на территории города легально.
Полтора года назад Федеральное агентство по образованию заявило о специально созданной комиссии по проблемам общежитий. Однако никаких внятных результатов ее работы общественности пока не известно. Ничего не слышно и о том, чтобы кого-то из руководства вузов сняли с работы за нарушения в общежитиях.
Между тем, жизнь в общежитиях, превращенных в места компактного проживания рыночных торговцев или гастарбайтеров, не безопасна для студентов. Хотя бы потому, что в комнаты, рассчитанные на 3–4 человека, коменданты набивают по 10–15 нелегалов, состояние здоровья которых никого не интересует.
Есть еще одна сторона проблемы. Известны случаи конфликтов между студентами и «подселенцами». «Это, как правило, бытовые конфликты, — поясняет Ирина Великанова, — но они могут перерасти в национальные».
И это не пустые опасения. Например, на сайте пресловутого Движения против нелегальной миграции уже появился призыв к студентам делиться информацией о мигрантах, нелегально проживающих в комнатах по соседству. Куда потом может попасть такая информация, какими последствиями обернуться — можно лишь догадываться.