Как стало известно изданию "Коммерсант", в Москве был похищен, пожалуй, самый известный из чеченских криминальных авторитетов начала 1990-х годов 54-летний Мовлади Атлангериев (Лорд, Итальянец, Ленин). В последнее время он отошел от криминала и сблизился со спецслужбами. За участие в контртеррористической операции его наградили орденом и именным пистолетом. А в прошлом году выслали из Великобритании, заподозрив в попытке покушения на политэмигранта Бориса Березовского.
Похищение под видеозапись
Последний раз друзья и родственники видели Мовлади Атлангериева больше двух месяцев назад. Поздно вечером 31 января он сообщил близким, что поедет на деловую встречу в ресторан "Каретный двор" на Поварской улице в Москве. Охрану с собой не взял, зато захватил борсетку с пистолетом. Охранник, дежуривший на парковке перед рестораном, сообщил, что перед тем, как выйти из Porsche Cayenne, подъехавший чеченец еще минут десять просидел в автомобиле, разговаривая с кем-то по телефону.
Когда Лорд наконец покинул салон, из стоявшего рядом автомобиля Toyota Land Cruiser выскочили двое мужчин, по виду кавказцы. Один из них направил на Мовлади Атлангериева пистолет, а другой нанес "авторитету" мощный удар кулаком в лицо. Затем нападавшие стали избивать господина Атлангериева. Все это происходило на глазах у охранника парковки и было зафиксировано камерами наружного наблюдения ресторана, однако вмешаться секьюрити не решился. Минутой позже перед "Каретным двором" затормозил еще один Cayenne. Его водитель, чуть опустив стекло, крикнул кавказцам на чистом русском языке: "Хорош бить, тащите его сюда!" Команда была мгновенно выполнена, после чего оба джипа умчались в сторону центра.
О ЧП на Поварской в тот же день стало известно друзьям и родственникам "авторитета". Они пытались разобраться в происшедшем самостоятельно, но их поиски не увенчались успехом. Не дало результатов и обращение в правоохранительные органы. В начале февраля следственный отдел по Пресненскому району Москвы следственного комитета при прокуратуре РФ возбудил уголовное дело по факту похищения человека (ст. 126 УК РФ). Опросив охранника парковки и просмотрев записи видеокамер наблюдения, сотрудники отдела составили фотороботы похитителей и установили марки автомобилей, на которых они скрылись. Однако идентифицировать преступников и их средства транспорта не получилось — номера машин не разглядели ни камеры, ни охранники.
В первые дни расследования оставалась надежда установить местонахождение пленника по его мобильному телефону. Отправляясь на встречу, господин Атлангериев, как сообщили изданию его родственники, оставил дома свой сделанный из золота мобильник Vertu, взяв обычный Samsung. Аппарат работал еще несколько дней после похищения. Однако, проследив историю Samsung по зашитому внутрь мобильника электронному чипу идентификации, оперативники установили, что похитители избавились от телефона сразу. Затем выброшенный из окна машины аппарат подобрал прохожий, который и использовал его, пока не кончился денежный лимит прежнего хозяина. На этом расследование застопорилось.
Не оправдалась и надежда родственников пленника на то, что Мовлади Атлангериев или его похитители сами выйдут на связь с ними. За прошедшие после инцидента два с половиной месяца никаких требований о выкупе не поступило.
"Этот человек получил заказ на мое устранение от спецслужб"
По одной из версий, господина Атлангериева могли похитить так называемые новые чеченцы — люди, воевавшие в Чечне на стороне федералов и претендующие теперь на долю в бизнесе своих земляков, которые все это время работали в Москве. Авторитетный Лорд, с начала 1990-х годов защищавший московско-чеченских бизнесменов от наездов местных бригад, вполне мог вступить в конфликт с новыми бригадами, приехавшими из Чечни. Правда, его друзья говорят, что о подобных конфликтах им ничего не известно. По их словам, Мовлади Атлангериев последнее время "сторонился криминала", предпочитая выступать в роли третейского судьи в экономических конфликтах. Вопросы он решал не на бандитских "стрелках", а в отеле "Мариотт".
По другим данным, причиной инцидента мог стать не экономический, а личный конфликт с теми же самыми освободителями Чечни. Известно, что Мовлади Атлангериев принимал самое активное участие в контртеррористической операции в республике. В самом начале второй чеченской кампании Лорд по приглашению тогдашнего муфтия Чечни Ахмад-Хаджи Кадырова (они были знакомы еще с юности, проведенной в Казахстане, где жили во время высылки их семей) приехал в Гудермес, окруженный федеральными войсками. Лорд стал одним из посредников, благодаря которым удалось развести враждующие стороны: федералы не стали применять артиллерию и авиацию, а местные боевики ушли из города. В итоге Гудермес стал одним из немногих населенных пунктов в Чечне, который достался федералам без боя.
За участие в переговорах Мовлади Атлангериев, как утверждают его друзья, был представлен к боевой награде, но, поскольку являлся гражданским лицом, да еще и судимым, получил орден Почета, а чуть позже, в 2004 году, к 50-летию, и 12-зарядный наградной пистолет (вместе с ним его впоследствии и похитили). Пистолет, как утверждают родственники, Лорду якобы лично вручил глава ФСБ России Николай Патрушев, но, как следует из сопроводительных документов к оружию, преподнесено оно было от главкомата железнодорожных войск.
Однако в дальнейшем Мовлади Атлангериев, как говорят его приятели, разошелся во взглядах с действующими руководителями Чечни и вернулся в Москву. В чеченские дела он больше не лез, но, будучи человеком прямолинейным и эмоциональным, позволял себе довольно резкие высказывания в адрес своих бывших товарищей по оружию. Господина Атлангериева неоднократно предупреждали, что его заявления доходят до Грозного и многим там это не нравится, но "авторитет" игнорировал предупреждения.
В числе потенциальных врагов Лорда оказался даже политэмигрант Борис Березовский. B июне прошлого года Мовлади Атлангериев поехал с 8-летним сыном в Лондон, чтобы показать мальчику Великобританию и заодно навестить своего племянника, обучающегося в английской школе. По словам родственников "авторитета", когда он с сыном отдыхал в отеле, ему на мобильник позвонил неизвестный и попросил приехать в офис господина Березовского, который якобы хотел обсудить с чеченцем некий деловой вопрос. Господин Атлангериев приехал по указанному адресу, где тут же был схвачен сотрудниками Скотленд-Ярда, которые заподозрили его в попытке покушения на политэмигранта. Как говорят родственники, Лорда спас адвокат-пакистанец: защитник потребовал проверить звонки, поступившие на мобильник "авторитета". Выяснив, что человек, пригласивший чеченца на встречу, звонил из офиса господина Березовского, полицейские не стали предъявлять "авторитету" никаких обвинений, но на всякий случай депортировали его на родину. Почему сотрудники Бориса Березовского решили подставить чеченца, для него так и осталось загадкой. "Для меня очевидно, что этот человек (Мовлади Атлангериев) получил заказ на мое устранение от спецслужб и именно для этого приезжал в Лондон",— заявил изданию господин Березовский. По его словам, о визите чеченца его заранее предупредили, поэтому он и принял соответствующие меры. Причем господин Березовский утверждает, что у него в офисе до сих пор хранится письменный запрос от господина Атлангериева с просьбой принять его. "И задержан он был не в моем офисе, а на рынке, где пытался купить оружие",— добавил политэмигрант, отметив, что сына чеченец взял с собой для прикрытия.
Исчезновение "авторитета" может быть связано и с расследованием убийства в 2006 году обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской. Дело в том, что в организации этого преступления сотрудники следственного комитета при прокуратуре РФ с недавнего времени подозревают Хож-Ахмеда Нухаева — второго человека в лазанской (от названия ресторана "Лазания" на Пятницкой в Москве) преступной группировке, основателем которой являлся Мовлади Атлангериев. Первым эту версию огласил начальник главного следственного управления следственного комитета Дмитрий Довгий, заявивший, что за покушением на обозревателя "Новой газеты" могут стоять Хож-Ахмед Нухаев и Борис Березовский (оба давно находятся за границей и недоступны для следствия). Чуть позже эту тему стали развивать в своих публикациях коллеги госпожи Политковской, тесно сотрудничающие со следствием. Они уже говорили о возможной причастности к убийству не только Хож-Ахмеда Нухаева, но и других лазанских "авторитетов". Правда, шеф-редактор "Новой газеты" Сергей Соколов отказался обсуждать с корреспондентом "Коммерсанта" версии убийства Анны Политковской, сославшись на тайну следствия, однако отметил, что "лазанские боевики продолжают контролировать бизнес в России и на Украине и заниматься преступной деятельностью".
Если предположить, что в убийстве Анны Политковской правоохранительные органы действительно подозревают "лазанских", то пропавший Мовлади Атлангериев становится фигурой, очень удобной для следствия в качестве заказчика этого преступления. При таком раскладе дело давно арестованных исполнителей уже можно передать в суд, а выделенное из него дело заказчика и организатора приостановить "в связи с отсутствием лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых".