Отвечая на открытый вопрос, кто такой «гастарбайтер» (судя по тому, что ответили на него 68% респондентов, термин уже довольно привычен нашим согражданам), более трети опрошенных — 36% — определили его как иностранного работника, приехавшего на заработки. Говоря «иностранный», они часто добавляли, что это люди из бывших советских республик. Для 17% респондентов гастарбайтер ассоциируется просто с приезжим работником, не обязательно иностранцем (из другого города, региона, не местным). Были и другие, менее распространенные ассоциации со словом «гастарбайтер»: наемный, временный работник; нелегальный работник; иностранец, человек другой национальности, как правило, из какой-либо бывшей советской республики; человек, занятый неквалифицированным, низкооплачиваемым трудом (по 4%).
68% респондентов сказали, что в их городе (селе) работают гастарбайтеры, и только 19% заявили, что гастарбайтеров в их населенном пункте нет (13% затруднились с ответом). Причем более половины опрошенных (52%) считают, что гастарбайтеров у них в городе (селе) работает много, тогда как 10% сказали, что иностранные работники есть, но их мало. Как и ожидалось, оценки жителей крупных и мелких населенных пунктов сильно разошлись: о большой численности гастарбайтеров заявили 97% москвичей, 83% жителей иных мегаполисов, 66% жителей больших городов, 50% жителей малых городов и только 13% сельчан. Далее беседа велась с теми людьми, кто ответил, что в их городе (селе) работают гастарбайтеры.
Говоря о причинах использования труда гастарбайтеров, большинство респондентов назвали финансовую выгоду для работодателей («выгодней, дешевле», «им можно платить меньше», «за них налогов не надо платить» — 45%). Упоминалось о бесправии гастарбайтеров, о том, что работодателю легко их обмануть («можно обманывать их и не платить», «им выгодно, рабочие не могут отстаивать свои права, у них нет профсоюзов», «можно выгнать в любой момент» — 5%). Назывались также такие качества гастарбайтеров, как нетребовательность, согласие на любую, даже на самую тяжелую и грязную работу (4%), дисциплина, старательность, меньшая подверженность пьянству (3%). Люди также говорили о том, что гастарбайтеры восполняют нехватку рабочих рук среди местных жителей, которая отчасти объясняется ленью и пьянством последних (4%), а также заполняют те рабочие места, от которых местные отказываются ввиду крайней непривлекательности такой работы (2%).
На каких работах, по мнению наших граждан, в основном заняты гастарбайтеры в их городе (селе)? Строительство, ремонтные и отделочные работы указали 42%, 11% — сферу торговли и питания, 8% — коммунальное хозяйство (уборка мусора, озеленение, благоустройство города); 6% ответили, что гастарбайтеров используют на любой работе, не требующей особой квалификации. Упоминались также дорожные и сельскохозяйственные работы (по 4%), транспортная сфера, в том числе работа водителей (2%), работа грузчиков и землекопов (по 1%).
На вопрос о том, представителей какой национальности больше всего среди приезжих работников в их населенном пункте, 22% назвали таджиков, 15% — узбеков, 8% — армян, 7% — азербайджанцев. Другие национальности упоминаются значительно реже.
Респондентам, которые ответили, что в их городе (селе) работают иностранные работники, было задано несколько вопросов об их личном отношении к гастарбайтерам. 31% из них отрицательно относятся к тому, что там, где они живут, работают гастарбайтеры, 18% — положительно, 44% — безразлично (от всех опрошенных — 21%, 12% и 30% соответственно). Большинство заявивших о присутствии гастарбайтеров в их населенных пунктах полагают вместе с тем, что гастарбайтеры выполняют работу, которую местные жители делать не хотят; альтернативное же мнение — гастарбайтеры отнимают рабочие места у местных жителей — разделяется вдвое реже (28%, или 19% от всех опрошенных).
Следующие вопросы задавались уже всем участникам опроса. Респондентов спросили, кто, по их мнению, получает больше денег за одну и ту же работу — гастарбайтеры или местные жители? 55% уверены, что за одинаковый труд гастарбайтеры получают меньше, (в мегаполисах такой точки зрения придерживаются 74%, в Москве — 80%, в больших городах — 61%), а 10% считают, что гастарбайтерам платят больше, чем местным жителям (на селе так полагают 38%).
Вопрос о том, больше пользы или вреда приносят гастарбайтеры нашей стране, поставил половину респондентов в тупик — 46% затруднились дать на него ответ. Остальные разделились поровну: 27% считают, что от гастарбайтеров больше пользы, столько же уверены, что больше вреда. Москвичи и жители других мегаполисов чаще разделяют первое мнение (45% и 42% — тогда как точку зрения о преимущественно негативных следствиях присутствия гастарбайтеров здесь принимают соответственно 33% и 24% опрошенных), сельские жители — второе (19% и 28% соответственно).
Сказавшим, что присутствие гастарбайтеров приносит больше пользы, был задан открытый вопрос о том, в чем именно эта польза состоит. Чаще всего люди говорили, что приезжие делают нужную работу в различных сферах хозяйства (11%), выполняют самую грязную и тяжелую работу, на которую не идет местное население (7%); они дисциплинированные, хорошие работники, не пьют (3%), их труд дешев, они заполняют пустующие рабочие места (по 2%).
Полагающие, что присутствие гастарбайтеров приносит больше вреда, отвечая на «симметричный» открытый вопрос, подчеркивали, что приезжие вытесняют с рынка труда местное население, усиливая безработицу (об этом сказали 9% опрошенных), недобросовестно, некачественно работают (3%), распространяют инфекции, не считаются с местными обычаями, вызывающе себя ведут, совершают много преступлений, уводят деньги за рубеж,
По мнению 45% опрошенных, сегодня в России можно полностью отказаться от использования иностранной рабочей силы; 37% полагают, что сейчас это невозможно. Для москвичей и жителей мегаполисов характерно обратное распределение ответов: 59% москвичей и 54% жителей мегаполисов считают, что на данный момент отказаться от гастарбайтеров нельзя.
Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства