В понедельник жители попавшего в программу комплексной реконструкции дома 40/9 по ул. Новаторов в Обручевском районе ЮЗАО провели акцию протеста. Так как мероприятие не было согласовано с городскими властями, акция прошла в виде встречи с депутатом Мосгордумы, лидером «Яблока» Сергеем Митрохиным. Поделившись своими проблемами с депутатом, москвичи направились в районную управу, чтобы в очередной раз передать свои требования властям.
Звонок в районное ОВД ничего не дал (там пояснили, что выезжают только по распоряжению управы). Группа немедленного реагирования приехала на место только после того, как Митрохин позвонил городскому дежурному. Замок сняли, а жильцы отправились в милицию писать очередное заявление.
Как рассказали граждане, первые объявления о выселении появились на подъездах их пятиэтажного кооперативного дома год назад. Однако вскоре оказалось, что квартиры по предложенным адресам находятся в таком состоянии, что сразу переезжать в них нельзя, а на то, чтобы довести их до пригодного для проживания состояния, потребуются значительные средства и время.
Например, Юрий Дьяконов уже полгода не может добиться от застройщика устранения строительных дефектов в квартире, на которую у него оформлен договор краткострочного найма (право собственности на новое жилье потерявшим свои кооперативные квартиры москвичам обещано в неопределенном будущем). Он уже истратил на приведение квартиры в порядок около 100 тыс. рублей, но даже после этого, по словам посетившего эту квартиру Митрохина, жить там просто опасно: трубы подключенной с грубыми нарушениями сантехники вот-вот лопнут, а датчики пожарной сигнализации свисают на проводах. Не говоря уже о разъезжающемся линолеуме на неровных полах, криво наклеенных обоях и отсутствующей плите. Вышедший к депутату человек из соседней квартиры пожаловался, что у него такая же ситуация (новый дом находится по адресу ул. Обручева, 6, стр. 3), рассказал Митрохин.
Кроме того, три из 20 семей, остающихся в выселяемом доме, до сих пор не получили официального уведомления об отселении, и переезжать им даже гипотетически некуда. По словам одного из «забытых», Сергея Иоаннесяна, он подал по этому поводу заявление в прокуратуру округа. Но занимающийся этим делом зампрокурора не может получить в управе никаких связанных с домом документов.
Некоторые из «новоселов» сами рассказали Митрохину, как оказались в выселяемом доме. По их словам, квартиры через посредников сдает районная управа, взимая ежемесячную плату 20 тыс. рублей за двухкомнатную и 25 тыс. за трехкомнатную квартиру. А один из проживавших в доме еще с апреля «арендаторов», гражданин Таджикистана Хикматул Мамасуров, когда с него потребовали повторно заплатить за август (сменились посредники), даже обратился в милицию. Заявление у него не приняли, зато сразу выдворили из квартиры. Копию этого заявления жители передали Митрохину. «В этом заявлении названы фамилии представителей управы, и сейчас этот человек, кстати, работающий в Москве совершенно легально, находится в опасности», – считает депутат.
Впрочем, сейчас инвестора будущего строительства больше интересует, когда на месте старого дома можно начать строительство нового. Как рассказали жильцы, угрозы отключения коммуникаций стали поступать с февраля. С тех пор к ним еженедельно наведываются разные личности с требованием немедленно освободить квартиры. Несколько раз в течение лета появлялись объявления с новой «конкретной» датой сноса дома. В отсутствие жильцов в их квартирах, где еще оставалось имущество, выламывались двери и окна. Месяц назад из дома перестали вывозить мусор, и в нем тут же расплодились крысы. Затем отключили свет и воду, а с 5 августа – газ. В распоряжении депутата Митрохина имеется документ за подписью главного инженера и главного бухгалтера ДЕЗа, в котором ГУП «Мосгаз» просят отключить дом от газа «в связи со 100-процентным отселением». В то же время в официальном ответе из префектуры от 1 августа за подписью зампрефекта Андрея Коцоева сказано, что из 120 квартир отселены 68.
В управе между тем считают, что упирающимся гражданам просто нравится «владеть двумя квартирами» и до бесконечности делать ремонт. Как поведал «Газете.Ru» главный специалист отдела строительства управы Вячеслав Хизирьянов, подавляющее большинство жильцов уже получили ключи от новых квартир, в любой момент им готовы предоставить грузчиков и транспорт, но они никак не могут собраться. Кроме того, по словам чиновника, постоянно в доме проживает только «человек пять», остальные «довозят последние коробки». И замок появился сегодня как раз на полностью отселенном подъезде. «Зачем сюда пришел получивший ключи еще 4 июня и уже переехавший жилец Твердюков, мне непонятно», – удивился чиновник.
Еще больше возмущения вызывает в управе Юрий Дьяконов, «получивший ключи от новой благоустроенной квартиры еще 20 декабря». «Он мог туда сразу въезжать, – пожаловался Хизирьянов. – Но все это время он делает ремонт. Якобы там куча недоделок, но на самом деле это не так». Те же несколько семей, у которых еще не решен вопрос с новым адресом, по словам чиновника, никто не ущемляет. «Там полная красота, – рассказал он. – Коммуникации не отключены, а на дверях подъезда работающий кодовый замок. Но газ в опустевшем доме во избежание ЧП, конечно, пришлось отключить».
«Поэтому-то управа вместе с ОВД и проводит постоянно рейды, закрывает подъезды», – объяснил чиновник. Кроме того, у него вызывает подозрения тот факт, что жильцы встали на защиту выселенного Мамасурова. «Почему эта группа жильцов защищает тех, кого мы выдворяем? И как вообще чужие люди попадают в подъезды, закрытые на кодовые замки? У меня появляются определенные мысли», – поделился своими сомнениями представитель управы.
Депутат Митрохин свои сомнения высказал в обращении на имя мэра города Юрия Лужкова и запросе в прокуратуру. «Мне непонятно, почему горожане, чьи дома попадают в программу реконструкции, становятся людьми второго сорта, – заявил Митрохин «Газете.Ru». – Собственники жилья (а ведь это дом ЖСК) не получили даже положенных уведомлений о предстоящем сносе дома (по закону это должен быть сделано за год до отселения). Вместо этого управа Обручевского района приступила к силовому выдавливанию жителей из их квартир. К ним вламываются без каких-либо судебных решений, растаскивают имущество. А взамен оплаченного обжитого жилья предлагают сплошной брак. По-видимому, управа организовала преступный бизнес по сдаче освобождающихся квартир. И именно с этой целью выселяет людей столь варварскими способами».