В прокуратуре Москвы произошла кадровая ротация. Прокурора столицы Юрия Семина перевели в Генпрокуратуру начальником управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. 20 июля Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка подписал приказ о назначении на должность прокурора Москвы Сергея Куденеева, ранее возглавлявшего  управление Генпрокуратуры по надзору за законностью уголовных наказаний. В Генпрокуратуре России кадровые перестановки в ведомстве не комментируют.

Рокировка в руководстве прокуратуры Москвы произошла в самый разгар «игорного скандала». Следственный комитет и ФСБ уже добились ареста ряда подмосковных прокуроров — прокурор Московской области Александр Мохов был переведен на другую работу, его первый зам Александр Игнатенко заочно арестован и объявлен в международный розыск.

Семину тоже пришлось понервничать — в отношении его зама Александра Козлова  началась доследственная проверка по факту незаконного получения и приватизации служебной квартиры в городе Пушкине. Кроме того, имя Козлова фигурировало в показаниях фигурантов «игорного скандала», утверждавших, что именно  прокурор  выступал посредником между Иваном Назаровым и сотрудниками управления «К»  МВД, запросивших за крышевание игорных заведений по €75 тыс.

— Семина фактически «спрятали в аппарате» Генпрокуратуры, — уверяет высокопоставленный источник «Известий» в силовых структурах. — Это сложившаяся практика. Чтобы защитить сотрудника от следствия, скандалов, пристального внимания прессы, его переводят в центральный аппарат. Людей, которые слишком много знают, держат возле себя, потому что убирать их опасно.

Политолог Станислав Белковский считает, что генпрокурор Юрий Чайка консолидирует свои ряды перед решающей схваткой с ФСБ и Следственным комитетом. «Ее суть — сохранит ли Чайка свой пост после президентских выборов или нет», — говорит  Белковский.

Депутат Госдумы Александр Хинштейн, напротив, считает, что перестановки в столичной прокуратуре связаны не с «игорным скандалом», а с обещанием Юрия Чайки провести кадровую ротацию в ведомстве. «Не чистку, а ротацию. В принципе Семин назначен на равнозначную должность — обе должности генерал-лейтенантские», — говорит Хинштейн. Например, в  рамках этой ротации сотрудник Генпрокуратуры Александр Аникин возглавил прокуратуру Московской области, когда оттуда убрали замешанного в «игорном скандале» прокурора Александра Мохова. 

Юрий Семин — старожил столичной прокуратуры. С 1995 года он работал в должности зампрокурора города по следствию до тех пор, пока  в 2000 году со скандалом не был уволен. «Уволили фактически ни за что. После взрывов на Пушкинской площади Семин санкционировал проведение обысков по  нескольким адресам, в том числе и по адресу полпреда президента Чечни при правительстве России, — рассказывает источник, близкий к ведомству. — Семина вызвал первый зам генпрокурора Юрий Бирюков, орал и топал ногами. Была очень некрасивая история». После этого Семин перешел в Минюст, где работал под руководством Юрия Чайки.

После того как в 2006 году Чайка возглавил Генпрокуратуру России, Семин занял кресло столичного прокурора.  С одной стороны, Семин не был кабинетным начальником — сам активно участвовал в резонансных делах. Он лично вел переговоры с заключенными СИЗО «Чагино»,  выступал в суде гособвинителем на процессе по делу «битцевского маньяка» Александра Пичушкина, осужденного в убийстве 48 человек, вмешивался в скандал с землями поселка «Речник». Семин занимал жесткую позицию  по национальному вопросу — заявлял, что ухудшение криминогенной ситуации в Москве связано с засильем незаконной миграции, а с другой стороны, закрыл ДПНИ, обвинив движение в экстремизме.

Напомним, что в то время, когда Семин возглавлял столичную прокуратуру,  произошло сразу несколько громких скандалов: связанные с главой «Интеко» и женой бывшего столичного градоначальника Еленой Батуриной, игорным бизнесом, а также история с бывшим заместителем Лужкова, экс-главой Москонтроля Александром Рябининым.

В марте 2010 года именно Семин отменил постановление столичного СКП о возбуждении уголовного дела в отношении Рябинина, которого подозревали в получении взятки и злоупотреблении должностными полномочиями. Несмотря на это дело Рябинина позже получило продолжение - он находился под следствием под подпиской о невыезде.

— Семин был фигурой, работавшей тихо, — сказал «Известиям» источник в правительстве Москвы. По его словам, за время пребывания Семина в должности главного столичного прокурора особых трений между ведомством и столичной властью не возникало. «Работали  дружно, никаких серьезных замечаний прокуратура в адрес московских властей не делала», — рассказал он «Известиям».

— Показал себя абсолютно нейтрально, уклонялся от скандалов и спускал решения на замов и прокуроров территориальных образований, — добавляет Белковский.

Тем не менее в коррупционных скандалах лично Семин замечен не был. «Судя по тому, как он одевается, как отдыхает, видно, что это скромный, неангажированный прокурор, — утверждает собеседник «Известий». — В этом плане даже несовременный: ни дорогих часов, ни иномарок». В одном из интервью Юрий Семин рассказывал, что любит хорошее кино, ротвейлеров и собирает фарфор Ломоносовского фарфорового завода. «Покупаю вещички 40–50-х годов на развалах», — говорил Семин.

Согласно опубликованной декларации, доход прокурора Москвы в 2010 году составил 1 млн 294 тыс. рублей (его супруги — 153 тыс.). У семьи квартира 61 кв. м, участок 12 соток, на котором стоит дом 117 кв. м, сарай и баня. Есть автомашина Suzuki Grand Vitara.

Новый столичный прокурор Сергей Куденеев возглавлял прокуратуру Еврейской автономной области, Мордовии, Орловской области. Там они вместе с главой  УВД Владимиром Колокольцевым боролись с коррумпированными  чиновниками из окружения бывшего губернатора Егора Строева. С 2006 года Куденеев являлся главой управления Генпрокуратуры по надзору за законностью уголовных наказаний и содержания под стражей обвиняемых в следственных изоляторах.

«Сергей Куденеев — наш надежный помощник и соратник, он неоднократно помогал  правозащитникам в решении конфликтных ситуаций, — рассказал «Известиям» член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев. —  Мы говорили с ним о трагической гибели в СИЗО Веры Трифоновой и Сергея Магнитского, он очень серьезно реагировал на эту трагедию, однако решения по этим делам принимались не им, а на более высоком уровне».

В декларации Куденеева за 2010 год указан годовой доход в 1 млн 282 тыс. рублей (супруги — 1 млн. рублей ), две квартиры — служебная (139 кв. м) и личная (124 кв. м), гараж и праворульная Toyota Mark.