7 мая 2011 года:

Вчерашний день Правозащитный центр «РОД» посвятил сбору информации о задержаниях и координации помощи задержанным. Действовали мы совместно с правозащитными и информационными структурами ЭПО «Русские».

Мы испробовали новый метод: расставили добровольцев дежурить у центральных ОВД (собственно, для этого я и собирала добровольцев). К сожалению, закрыть все ОВД, даже в ЦАО, не получилось – однако, по крайней мере, из 6-7 мест мы получали оперативную и полную информацию, а задержанные, которых привозили в эти отделения, оперативно получали поддержку.
Наши товарищи побывали вчера в ОВД: Китай-Город (там никого не было), Арбат, Мещанское, Таганское, Басманное, Замоскворечье, Дорогомилово, Войковское. Везде, где могли, передали еду и воду, туда, где задержанных было много и ситуация выглядела тяжелой, направляли юристов.
Наш юрист Матвей Цзен отработал вчера ОВД Раменки, где находился, вместе с другими задержанными, член Политсовета НДП Александр Храмов. В результате его действий к полуночи из ОВД Раменки всех отпустили.
Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить наших добровольцев: Михаила, Алексея, Василия, Александра, Андрея и еще одного Алексея, которые согласились потратить этот вечер на благое дело.
Со стороны ЭПО «Русские» дежурства не было – были машины, курсирующие от одного ОВД к другому.

Общее число задержанных вчера – около 600 человек (по официальным данным, около 400).
Были три волны задержаний: основная – на Болотной в районе 17-18 часов, вторая – в окрестностях Манежной, на станциях м. Театральная и Площадь Революции около 19 часов, и третья, уже слабая – в 11-12 часов вечера возле ОВД Якиманка, где собрались оппозиционеры и требовали освобождения лидеров.
Задействовано было не менее 25 ОВД Москвы, как центральных, так и окраинных. Странно, но не поступали задержанные в ОВД Китай-город (куда обычно везут в первую очередь); также в ОВД Арбат было всего несколько человек, причем задержанных не на Болотной и не на Манежной, а как-то отдельно.
Поименный список задержанных (неполный) можно увидеть на сайте www.ovdinfo.org.
Несколько десятков задержанных пострадали в ходе беспорядков, к ним в ОВД приезжали «скорые». Наиболее частый диагноз – сотрясение мозга.
Задержанным в массовом порядке вменяются статьи 19.3 КоАп (неповиновение сотрудникам полиции), реже 20.2 КоАп (участие в несанкционированном массовом мероприятии). В некоторых отделениях (как в Раменках) на всех выписываются совершенно одинаковые «типовые» протоколы.
К утру 7-го мая из некоторых ОВД – как Раменки, Мещанское, Москворечье-Сабурово – все задержанные были отпущены с предписанием в назначенное время явиться в суд; но в других – как Басманное, Хамовники или Вешняки – задержанные сидят и дожидаются суда. Говорят, что ждать им придется долго – мировые суды переполнены.
Сообщают, что уже, как минимум, один человек (Николай Ляскин, сидевший в ОВД Басманное) получил 5 суток.

Анализируя ситуацию, можно сделать предварительный вывод, что на решение полицейских, оставить ли людей в «обезьяннике» или отпустить, оказывает влияние квалифицированная общественная поддержка. В тех ОВД, где появлялись и активно действовали юристы, муниципальные депутаты, правозащитники (Раменки, Мещанское, Донское, Москворечье-Сабурово) – людей отпускали; там, куда так никто и не доехал (Басманное), или вроде кто-то был, но действовал недостаточно активно (Вешняки) – люди остались ночевать.
Это говорит о том, что юридическая поддержка задержанных – занятие отнюдь не бессмысленное; однако для этого требуется гораздо больше квалифицированных специалистов, чем есть сейчас в нашем распоряжении.