Сирийские власти, столкнувшись с массовыми антиправительственными протестами, сначала предоставили согражданам пряник в виде отмены чрезвычайного положения, действовавшего в стране почти полвека. Когда это не помогло, Дамаск прибег к старому и испытанному методу: на улицы мятежных поселений ввели танки.
Отмена режима ЧП была, в общем, формальной. Одновременно с соответствующим декретом президента был издан закон, накладывающий ограничения на свободу собраний людей. В документе сказано, что желающие помитинговать должны получить предварительное разрешение в МВД Сирии. Полиция, естественно, таких разрешений никому не выдавала.
В результате похороны людей, убитых во время более ранних столкновений с силами правопорядка, сами собой превращались в несанкционированные митинги. Для их разгона снова применялась сила. Так и раскручивалась эта спираль: больше убитых - больше людей на их похоронах - более жестокое применение силы - больше убитых.
По такой схеме протесты шли по всей стране за исключением южного города Дараа, где митинги стали настолько массовыми, что полиция устранилась от вмешательства. Местные жители несколько дней хвастались тем, что их город является "освобожденной территорией". Однако радость их была преждевременной.
Утром 25 апреля в Дараа отключилось электричество, водоснабжение и сотовая связь. Близлежащий пограничный переход в Иорданию был закрыт. На окраинах города появились армейские блок-посты, а на центральные улицы вошли подразделения вооруженных сил при поддержке бронетехники.
В Дараа началась стрельба. Огонь велся из пулеметов, автоматов и снайперских винтовок. Армейские части продвигались к главной городской мечети, где горожане организовали свой "штаб". В больницы стали поступать убитые и раненые.
Ответить на появление танков в городе жителям Дараа пока нечем - у них нет никакого оружия, кроме камней. Однако люди не только остаются на улицах, там началась настоящая пропагандистская война - жители убеждают простых солдат и младших офицеров не стрелять "в своих".
Тут надо сказать, что младший командный состав и рядовые сирийской армии - это, как правило, мусульмане-сунниты, составляющие большинство населения как Дараа, так и страны в целом. В то же время армейская верхушка принадлежит к шиитской секте алавитов - эдаких "тамплиеров и масонов" исламского мира.
В этих условиях из города начали поступать сообщения, что некоторые военнослужащие отказываются стрелять в сограждан и более того - переходят на сторону демонстрантов. Если эта информация получит подтверждение и войска (как это уже было в Египте) займут хотя бы нейтральную позицию в конфликте, для режима это станет очень большой неприятностью.
Даже сейчас, пока в отдельных частях города звучит стрельба, народ в основном танков не очень боится. Врагами военных пока никто не считает, а некоторые даже надеются, что армия защитит жителей Дараа от полицейского произвола. Но пока это лишь надежды, подкрепленные природным оптимизмом.
Тем временем протесты продолжаются не только на юге Сирии, но и в других частях страны. Однако оттуда информации почти нет. Дело в том, что в Дараа хорошо принимается сотовый сигнал из соседней Иордании. Люди используют эту лазейку для того, чтобы пересылать "наружу" новости и изображения. В других сирийских городах жители лишены подобной привилегии, поэтому вести оттуда идут в меньшем объеме и с некоторым опозданием. Правительство установило внутреннюю информационную блокаду, новых иностранных журналистов в страну не пускают, а тем, что уже находятся в Дамаске, запрещено свободно перемещаться по стране.
Но сопротивление властям продолжается не только на улицах городов. Двое парламентариев, представляющих избирателей юга страны, подали в отставку в знак протеста против усмирения их земляков силовыми методами. Так же поступил и муфтий Дараа. Он сказал, что не может врать верующим, как того требует руководство страны, а потому не желает больше исполнять обязанности местного духовного лидера.
Кроме того, около сотни сирийских журналистов и писателей подписали открытое письмо, в котором осудили правительство за использование силы против собственного народа, выразили солидарность с демонстрантами и призвали своих коллег не бояться и открыто высказывать, что они думают по поводу происходящего в стране.
Едва ли, однако, голос интеллигенции будет услышан манифестантами или танкистами. Страна сейчас находится на распутье.
Отмена режима ЧП была, в общем, формальной. Одновременно с соответствующим декретом президента был издан закон, накладывающий ограничения на свободу собраний людей. В документе сказано, что желающие помитинговать должны получить предварительное разрешение в МВД Сирии. Полиция, естественно, таких разрешений никому не выдавала.
В результате похороны людей, убитых во время более ранних столкновений с силами правопорядка, сами собой превращались в несанкционированные митинги. Для их разгона снова применялась сила. Так и раскручивалась эта спираль: больше убитых - больше людей на их похоронах - более жестокое применение силы - больше убитых.
По такой схеме протесты шли по всей стране за исключением южного города Дараа, где митинги стали настолько массовыми, что полиция устранилась от вмешательства. Местные жители несколько дней хвастались тем, что их город является "освобожденной территорией". Однако радость их была преждевременной.
Утром 25 апреля в Дараа отключилось электричество, водоснабжение и сотовая связь. Близлежащий пограничный переход в Иорданию был закрыт. На окраинах города появились армейские блок-посты, а на центральные улицы вошли подразделения вооруженных сил при поддержке бронетехники.
В Дараа началась стрельба. Огонь велся из пулеметов, автоматов и снайперских винтовок. Армейские части продвигались к главной городской мечети, где горожане организовали свой "штаб". В больницы стали поступать убитые и раненые.
Ответить на появление танков в городе жителям Дараа пока нечем - у них нет никакого оружия, кроме камней. Однако люди не только остаются на улицах, там началась настоящая пропагандистская война - жители убеждают простых солдат и младших офицеров не стрелять "в своих".
Тут надо сказать, что младший командный состав и рядовые сирийской армии - это, как правило, мусульмане-сунниты, составляющие большинство населения как Дараа, так и страны в целом. В то же время армейская верхушка принадлежит к шиитской секте алавитов - эдаких "тамплиеров и масонов" исламского мира.
В этих условиях из города начали поступать сообщения, что некоторые военнослужащие отказываются стрелять в сограждан и более того - переходят на сторону демонстрантов. Если эта информация получит подтверждение и войска (как это уже было в Египте) займут хотя бы нейтральную позицию в конфликте, для режима это станет очень большой неприятностью.
Даже сейчас, пока в отдельных частях города звучит стрельба, народ в основном танков не очень боится. Врагами военных пока никто не считает, а некоторые даже надеются, что армия защитит жителей Дараа от полицейского произвола. Но пока это лишь надежды, подкрепленные природным оптимизмом.
Тем временем протесты продолжаются не только на юге Сирии, но и в других частях страны. Однако оттуда информации почти нет. Дело в том, что в Дараа хорошо принимается сотовый сигнал из соседней Иордании. Люди используют эту лазейку для того, чтобы пересылать "наружу" новости и изображения. В других сирийских городах жители лишены подобной привилегии, поэтому вести оттуда идут в меньшем объеме и с некоторым опозданием. Правительство установило внутреннюю информационную блокаду, новых иностранных журналистов в страну не пускают, а тем, что уже находятся в Дамаске, запрещено свободно перемещаться по стране.
Но сопротивление властям продолжается не только на улицах городов. Двое парламентариев, представляющих избирателей юга страны, подали в отставку в знак протеста против усмирения их земляков силовыми методами. Так же поступил и муфтий Дараа. Он сказал, что не может врать верующим, как того требует руководство страны, а потому не желает больше исполнять обязанности местного духовного лидера.
Кроме того, около сотни сирийских журналистов и писателей подписали открытое письмо, в котором осудили правительство за использование силы против собственного народа, выразили солидарность с демонстрантами и призвали своих коллег не бояться и открыто высказывать, что они думают по поводу происходящего в стране.
Едва ли, однако, голос интеллигенции будет услышан манифестантами или танкистами. Страна сейчас находится на распутье.