Российские госмонополии выторговали себе право на безграничный рост тарифов, а глава РЖД Владимир Якунин заявил, что Пенсионный фонд РФ будет включен в уставной капитал его компании. Представители госмонополий откровенно признались, а глава правительства подтвердил, что внутренняя инфраструктура госкомпаний, будь то газопроводы или железные дороги, строятся на деньги налогоплательщиков. А сверхприбыль от экспортных операций – «внутреннее дело компаний». Тем временем, глава «Газпрома», вдохновившись отказом ЕС от атомной энергетики, анонсировал цену газа от 500 долларов за тысячу кубометров.
Еще в конце апреля Владимир Путин поручил министерствам оценить сценарий, при котором темпы роста тарифов не будут превышать в ближайшие три года уровень инфляции. Сразу от аналитиков министерств и госмонополий пришел ответ: сдерживание роста тарифов негативно отразится на результатах работы компаний. «Пересмотр уже утвержденных тарифов станет негативным сигналом для инвесторов и увеличит стоимость привлечения капитала», – заявляли представители электросетевых компаний. «Реализация комплекса мер, способных удержать рост тарифа на уровне 15%, означает очередной отход от принципов либерализации рынка и приведет к финансовым потерям», – вторили им аналитики «Газпрома».
В итоге в июне премьер объявил что у него «рука не поднялась, чтобы подписать это постановление – а именно: ограничить рост тарифов так называемых естественных монополий (ОАО «РЖД», по газу, по электричеству) только ростом инфляции в следующем году». Можно обнулить рост тарифа, но тогда «Газпром» перестанет строить газовые сети», – заявил премьер, фактически признав, что «Газпром» перестанет строить газовые сети, а железнодорожники готовы отказаться от текущего ремонта, если государство не обеспечит им гарантированного роста прибылей.
Глава РЖД решил не останавливаться на достигнутом, и предложил аккумулировать в своей структуре еще и пенсионные накопления. По его мнению, инвестиция в инфраструктуру станет панацеей для российской пенсионной системы.
«Я считаю, что суперидеей для решения проблем российской пенсионной системы было бы вхождение ПФР во владение частью акций РЖД. Или даже просто, скажем, использование средств Пенсионного фонда для инвестирования в инфраструктурные проекты. Мы зарабатываем деньги, и мы точно будем существовать до тех пор, пока будет существовать наше государство. Дай бог, чтобы это всегда так было», – заявил Якунин в интервью «Интерфаксу».
Опрошенные «Газетой.ру» эксперты отмечают, что по действующему законодательству вхождение ПФР в капитал компаний невозможно. Однако, в последнее время законы часто менялись в пользу отдельных отраслей или даже компаний. Примером может стать травестированная Госдумой и президентом идея реформы техосмотра автомобилей, всего лишь передавшая столь прибыльный бизнес из компетенции МВД страховым компаниям.
Члены правительства, возможно, и вправду верят идее, что нищие госмонополии неспособны развиваться и ремонтировать газопроводы или дороги без стремительного роста тарифов для населению. Но остальным гражданам очень трудно понять эту логику, отмечает «Независимая газета». Ведь подавляющему большинству предпринимателей или наемных работников правительство вовсе не обещает ежегодно индексировать заработки – да еще со значительным опережением инфляции. Так, за последний год реальные доходы у всего населения не только не выросли, но заметно сократились.
Только по официальным данным Росстата за январь-апрель, рост номинальных доходов граждан отставал от инфляции, и поэтому реальные доходы сократились на 3,1% к тому же периоду 2010 года. Но экономика из-за этого не остановилась. Подтянув пояса, граждане продолжали и продолжают выполнять свою работу. Не ушли из школ учителя, чьи реальные заработки – даже по официальным данным – сократились в среднем на 3,2%. Не ушли из больниц и поликлиник врачи, у которых заработки упали еще сильнее. Зато правительство уверено, что газовики, железнодорожники и энергетики обязательно побросают свою работу, если только не обеспечить им гарантированного роста доходов.
Хотя доходы госмонополий стремительно растут и без «внутренних» поборов. Только за 2010 год чистая прибыль «Газпрома» превысила 360 млрд. руб., а вознаграждение членам совета директоров предлагается увеличить примерно на 20%. Да и 2011 год будет для газовиков не менее удачным. Глава правления концерна Алексей Миллер заявил, что «европейский рынок газа бьет все рекорды, а на декабрь мы уже видим цену газа по нашим долгосрочным контрактам на уровне 500 долларов за тысячу кубометров…Думаю, это не последние рекорды, которые мы зафиксируем в этом году…». Судя по заявлениям руководства «Газпрома», кризис в рамках отдельно взятой компании уже преодолен.
Если не считать провала в кризисные годы, то общая выручка от экспорта у концерна стабильно повышается. В 2005 году она составила 34,4 миллиарда долларов, в 2006-м – 49,2, в 2007-м – 52,9, в 2008-м – рекордные 81,6 миллиарда. «В 2009-м было объяснимое снижение – до 52,9, однако в прошлом году – уже 59,5 миллиарда», – отметил замглавы холдинга, гендиректор «Газпром экспорта» Александр Медведев. В текущем году, как отметил замглавы компании, только за пять месяцев общая выручка от проданного за рубеж газа составила 36,3 млрд. долларов.
Если же при такой благоприятной конъюнктуре вдруг поверить, что «Газпром» «перестанет строить газовые сети», то получится довольно парадоксальная картина: оказывается, внутренняя газовая инфраструктура создается исключительно за счет текущих платежей российских потребителей. А экспортные доходы используются куда угодно, но только не в интересах этих самых российских потребителей. К тому же госконтроль над нашим «национальным достоянием» не создает для граждан никаких преимуществ: ведь все внутренние сети монополия согласна строить только за наши деньги и только при условии постоянного повышения тарифов. Понятно, что такая бизнес-логика очень нравится монополистам: государство гарантирует компаниям ежегодный рост прибыли, а сами монополии могут не беспокоиться ни об эффективности, ни об экономии.