Госсекретарь Департамента по связям с диаспорой Министерства иностранных дел Румынии Еуджен Томак не одобряет решение молдавского правительства заменить курс "История румын" на предмет "История". Об этом он заявил 17 августа в интервью румынскому изданию Romanian Global News.
"Как в школах Молдавии, так и в школах Украины и Сербии, румыны обязательно должны изучать предметы "История румын" и "румынский язык". Это нормально для молодых румын знать свое прошлое после десятилетий денационализации", - заявил румынский чиновник.
В то же время, как сообщило 18 августа кишиневское издание Unimedia, президент Румынии Траян Бэсеску, выступая в Летней школе для румынской молодежи в Сулине, заявил, что разочарован решением молдавских властей отказаться от курса "История румын". "Мне трудно понять это решение. 2 года назад мы сделали за счет румынского государства 450.000 учебников, и в этом году передали их. Мы не будем сердиться на Молдавию, но мы это запомним", - заявил Бэсеску, добавив, что, как он понял, "История румын" все-таки останется в новом молдавском учебнике.
Напомним, как сообщало ИА REGNUM, 11 августа на брифинге в Кишиневе молдавский министр просвещения Михаил Шляхтицкий сказал: "Заявляю четко, чтобы не оставалось место для кривотолков: история румын по-прежнему будет преподаваться в школах Республики Молдова". По его словам, сделанное им накануне заявление о том, что предмет "История румын" не будет преподаваться в школах, было "неправильно понято" сторонниками преподавания "Истории румын". Шляхтицкий отметил, что по сравнению с прошлым годом ничего в преподавании не изменится: "история румын" будет изучаться в качестве одного из разделов общего курса "История", а учебники "История румын" будут использоваться факультативно. "История румын по-прежнему присутствует в отечественной системе образования", - подчеркнул министр. Ранее Шляхтицкий опроверг информацию о том, что Министерство просвещения Молдавии планирует ввести в школьные программы предмет "История румын". По его словам, в школах страны будет преподаваться дисциплина "История", при этом 50% материала нового учебника составит всемирная история, 45% - национальная история, и 5% - местная история соответствующих городов, поселков и сел.
Справка ИА REGNUM: "История румын" преподавалась в Молдавии с 1990-го и до 2006-го года, когда курс "Истории румын" был заменен на "Интегрированную историю". В июне текущего года в молдавских и румынских СМИ появилась информация о том, что предмет "История румын" будет возвращен в школьные программы, а Бухарест профинансирует издание соответствующих учебников.
Румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия "румыны", "румынский народ" и " румынский язык ", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке. В то же время, согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения РМ. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.
"Как в школах Молдавии, так и в школах Украины и Сербии, румыны обязательно должны изучать предметы "История румын" и "румынский язык". Это нормально для молодых румын знать свое прошлое после десятилетий денационализации", - заявил румынский чиновник.
В то же время, как сообщило 18 августа кишиневское издание Unimedia, президент Румынии Траян Бэсеску, выступая в Летней школе для румынской молодежи в Сулине, заявил, что разочарован решением молдавских властей отказаться от курса "История румын". "Мне трудно понять это решение. 2 года назад мы сделали за счет румынского государства 450.000 учебников, и в этом году передали их. Мы не будем сердиться на Молдавию, но мы это запомним", - заявил Бэсеску, добавив, что, как он понял, "История румын" все-таки останется в новом молдавском учебнике.
Напомним, как сообщало ИА REGNUM, 11 августа на брифинге в Кишиневе молдавский министр просвещения Михаил Шляхтицкий сказал: "Заявляю четко, чтобы не оставалось место для кривотолков: история румын по-прежнему будет преподаваться в школах Республики Молдова". По его словам, сделанное им накануне заявление о том, что предмет "История румын" не будет преподаваться в школах, было "неправильно понято" сторонниками преподавания "Истории румын". Шляхтицкий отметил, что по сравнению с прошлым годом ничего в преподавании не изменится: "история румын" будет изучаться в качестве одного из разделов общего курса "История", а учебники "История румын" будут использоваться факультативно. "История румын по-прежнему присутствует в отечественной системе образования", - подчеркнул министр. Ранее Шляхтицкий опроверг информацию о том, что Министерство просвещения Молдавии планирует ввести в школьные программы предмет "История румын". По его словам, в школах страны будет преподаваться дисциплина "История", при этом 50% материала нового учебника составит всемирная история, 45% - национальная история, и 5% - местная история соответствующих городов, поселков и сел.
Справка ИА REGNUM: "История румын" преподавалась в Молдавии с 1990-го и до 2006-го года, когда курс "Истории румын" был заменен на "Интегрированную историю". В июне текущего года в молдавских и румынских СМИ появилась информация о том, что предмет "История румын" будет возвращен в школьные программы, а Бухарест профинансирует издание соответствующих учебников.
Румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия "румыны", "румынский народ" и " румынский язык ", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке. В то же время, согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения РМ. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.