В Москве вчера мусульмане отмечали большой праздник Ураза-Байрам. Рунет привычно заполнили фотографии десятков тысяч молящихся у мечети на Олимпийской проспекте (то ли 40, то ли 50 тысяч). На основании фотографий вновь был поднят стандартный вопрос: а не построить ли в городе ещё с десяток новых молелен для мусульман? Между тем, другие существующие мечети в городе стоят пустыми.
Также привычно завыли два лагеря. Первый вой: в Москве мало мечетей, надо больше строить, иначе, как обещали мусульмане в прошлом году, из-за дефицита молельных мест они пойдут праздновать в православные храмы. Второй лагерь голосил: и десяти новых мечетей не хватит, во всех будет всё равно по 40-50 тысяч. Да и новые мечети только будут привлекать мусульманских понаехов – и вместо 3 млн. их тут будет 5 или даже 6 млн. человек. В общем, почти договорились, что и существующие в городе мечети надо закрыть, чтобы не разгуливать кого ни попадя.
Ну, ладно блогеры. Но и вроде бы серьёзные СМИ подхватили этот бездумный позыв. Вот уважаемый Slon.ru даёт фоторепортаж от той же мечети на Олимпийском, с привычными толпами, и пишет: «Четыре столичные мечети не смогли вместить десятки тысяч верующих».
Да, в Москве 4 мечети. Все фотографируют в большие праздники одну и ту же, а в остальные 3 мечети лень им было сходить?
Я не поленился, сходил утром сегодня, 30 августа, к мечети в моём районе – Историческую на Большой Татарской улице. Был я там около 9.50-10.30. Только-только окончилась служба. И что же я там увидел?
Это вход со стороны Татарской улицы. Сидят около десятка таджикских цыган – как они себя назвали. Уверяют, что мусульмане (есть ли цыгане-мусульмане или они у того или иного храма меняют конфессию?), на этом основании просят милостыню. В шапках и плошках милостыни почти нет. Потому как и народу почти нет на праздник. От этого входа на территорию до самой мечети – 20 метров. По аналогии с Олимпийским проспектом тут должны были бы стоять толпы. Но никого нет.
Вот уже площадка перед мечетью (само строение справа). Снова никого.
А это вход на территорию мечети с другой стороны (ближе к Толмачёвскому переулку). 20-30 человек толпятся, кто-то покупает духовные книжки, беседуют друг с другом.
Добавлю, что для охраны празднующих на Татарской улице стоял 1 (один) милицейский автобус ПАЗ, в нём было 3 или 4 милиционера. Ну всё правильно, кого и от кого охранять – никого ведь нет.
Мечеть эта самая старая в Москве. Везде пишут, что построена в 1823 году татарскими купцами. Но в реальности появилась в 1826 году (в 1823-м выдали разрешение московские власти). Раньше был минарет (на первом фото – оно датируется примерно 1910 годом – видно, как изначально выглядела мечеть). В советское время минарет разобрали на кирпичи, мулл расстреляли, мечеть закрыли. Сделали в мечети военкомат, типографию и склад. Возродили её в 1993-м на деньги саудитов.
В нашем районе – Замоскворечье – до сих пор очень много татар-старожилов Москвы. В моём доме и окрестных домах их, минимум, 40%. Основная масса приехала в Москву в 1890-1920-е годы. И мечеть тоже в основном посещают они, а также дервиши из Дагестана (на самом деле очень продвинутые теологи). Поговорил сегодня с некоторыми из них. Тех, кто толпой идёт в мечеть на Олимпийский, они называют «начинающие», и осуждают за показуху.
PS. Видел сегодня, что и в Сокольники в молельный зал пришли человек 200-300, хотя он был рассчитан на 8-10 тысяч верующих. Достаточно в Москве мечетей, надо просто умело управлять логистикой.
PPS. Возможно, кому-то в Москве очень надо наглядно показать, что мусульманство в городе – это сила. Потому-то и собирают их на большие праздники только в одном месте. А если равномерно по всем 4-м мечетям раскидать – такого эффекта уже не будет.
Также привычно завыли два лагеря. Первый вой: в Москве мало мечетей, надо больше строить, иначе, как обещали мусульмане в прошлом году, из-за дефицита молельных мест они пойдут праздновать в православные храмы. Второй лагерь голосил: и десяти новых мечетей не хватит, во всех будет всё равно по 40-50 тысяч. Да и новые мечети только будут привлекать мусульманских понаехов – и вместо 3 млн. их тут будет 5 или даже 6 млн. человек. В общем, почти договорились, что и существующие в городе мечети надо закрыть, чтобы не разгуливать кого ни попадя.
Ну, ладно блогеры. Но и вроде бы серьёзные СМИ подхватили этот бездумный позыв. Вот уважаемый Slon.ru даёт фоторепортаж от той же мечети на Олимпийском, с привычными толпами, и пишет: «Четыре столичные мечети не смогли вместить десятки тысяч верующих».
Да, в Москве 4 мечети. Все фотографируют в большие праздники одну и ту же, а в остальные 3 мечети лень им было сходить?
Я не поленился, сходил утром сегодня, 30 августа, к мечети в моём районе – Историческую на Большой Татарской улице. Был я там около 9.50-10.30. Только-только окончилась служба. И что же я там увидел?
Это вход со стороны Татарской улицы. Сидят около десятка таджикских цыган – как они себя назвали. Уверяют, что мусульмане (есть ли цыгане-мусульмане или они у того или иного храма меняют конфессию?), на этом основании просят милостыню. В шапках и плошках милостыни почти нет. Потому как и народу почти нет на праздник. От этого входа на территорию до самой мечети – 20 метров. По аналогии с Олимпийским проспектом тут должны были бы стоять толпы. Но никого нет.
Вот уже площадка перед мечетью (само строение справа). Снова никого.
А это вход на территорию мечети с другой стороны (ближе к Толмачёвскому переулку). 20-30 человек толпятся, кто-то покупает духовные книжки, беседуют друг с другом.
Добавлю, что для охраны празднующих на Татарской улице стоял 1 (один) милицейский автобус ПАЗ, в нём было 3 или 4 милиционера. Ну всё правильно, кого и от кого охранять – никого ведь нет.
Мечеть эта самая старая в Москве. Везде пишут, что построена в 1823 году татарскими купцами. Но в реальности появилась в 1826 году (в 1823-м выдали разрешение московские власти). Раньше был минарет (на первом фото – оно датируется примерно 1910 годом – видно, как изначально выглядела мечеть). В советское время минарет разобрали на кирпичи, мулл расстреляли, мечеть закрыли. Сделали в мечети военкомат, типографию и склад. Возродили её в 1993-м на деньги саудитов.
В нашем районе – Замоскворечье – до сих пор очень много татар-старожилов Москвы. В моём доме и окрестных домах их, минимум, 40%. Основная масса приехала в Москву в 1890-1920-е годы. И мечеть тоже в основном посещают они, а также дервиши из Дагестана (на самом деле очень продвинутые теологи). Поговорил сегодня с некоторыми из них. Тех, кто толпой идёт в мечеть на Олимпийский, они называют «начинающие», и осуждают за показуху.
PS. Видел сегодня, что и в Сокольники в молельный зал пришли человек 200-300, хотя он был рассчитан на 8-10 тысяч верующих. Достаточно в Москве мечетей, надо просто умело управлять логистикой.
PPS. Возможно, кому-то в Москве очень надо наглядно показать, что мусульманство в городе – это сила. Потому-то и собирают их на большие праздники только в одном месте. А если равномерно по всем 4-м мечетям раскидать – такого эффекта уже не будет.