В Норвегии обсуждают: не принять ли в стране законы шариата. В некоторых районах, где проживают мусульмане, они давно действуют неофициально. "За" выступают, в первую очередь, юристы и некоторые правозащитники. "Против" большинство политиков - как правых, так и левых.
Глава объединения судей Норвегии Тур Ландбах лишь идею высказал: не узаконить ли в стране шариатский совет? Но даже мысль об этом вызвала у его сограждан много эмоций.
"Я не призываю менять норвежскую судебную систему, но мы должны уважать людей другой культуры, например, мусульман, которые живут согласно своим традициям. Если ваш брак заключен по нормам шариата, то, возможно, вам нужен совет представителя вашей культуры, чтобы решить конфликт. Шариатские советы и так существуют. Если сделать их открытыми, общество будет понимать, что там происходит", - считает Тур Ландбах.
Речь не идет о легализации шариатских судов, то есть вроде норм шариата в уголовное право. Норвежские судьи завалены административными делами: о разводах и разделе имущества, и больше половины исков - от представителей мусульманской общины. Шариатский совет упростил бы норвежским юристам задачу: особенно, когда последователей пророка Мухаммеда в Осло с населением около 600 тысяч человек - едва ли не четверть жителей. Но политики - и левые, и правые - говорят "нет".
"Наша страна - лучшая в мире по защите равных прав, и мы не можем допустить, чтобы некоторые женщины стали узницами у себя дома, как могут потребовать некоторые экстремисты", - объясняет свою позицию депутат парламента Норвегии Карин Вольдсет.
Таких районов, где живут преимущественно мигранты с Востока и во дворах периодически возникают таблички "Здесь действуют законы шариата", в норвежской столице несколько. Грюнланд - в самом центре. Своя мечеть, на заборах - объявления вязью, в магазинах - украшения и наряды для настоящих восточных красавиц, посередине улицы - ресторан с названием "Али-Баба".
Для многих приезжих жизнь в Норвегии, действительно, сказка. Минимальное социальное пособие здесь - 4200 крон, это более 500 евро. К тому же государство часто выделяет деньги на аренду жилья, оплату электричества и даже покупку традиционной национальной одежды. Например, хиджаба.
И это, если вы одиноки. Пособие на ребенка - гораздо выше. То есть, чем больше детей - тем значительнее доход родителей. И при такой заботе государства словосочетание "можно не работать" у некоторых всплывает само собой. При виде камеры многие жители Грюнланда прячут лица и переходят на другую сторону улицы, просят не снимать, для них "это не очень хорошо".
"Мы обязаны принимать у себя беженцев, если дома им угрожает опасность, но мы рассчитываем что, когда ситуация у них на родине нормализуется, они вернутся. Но они не возвращаются. В Осло существуют районы, типа гетто, норвежские семьи уезжают оттуда, забирают детей из школ, потому что в классе большая часть говорит на иностранном языке, и норвежский ребенок просто ничего не понимает", - говорит Карин Вольдсет.
Мехтаб Афсар - генеральный секретарь исламского совета Норвегии. Хорошо образован, говорит на нескольких языках и по-светски предлагает обойтись в мечети без платка. Он против шариатских судов в уже родной для него скандинавской стране. И считает, что в лице мусульман, европейцы видят вампира, которого не существует.
"Это ерунда, что мы не хотим интегрироваться. Мы хотим! - отмечает Мехтаб Афсар. - Но есть вещи, которые останавливают. Была очень острая дискуссия, когда девушка-мусульманка хотела устроиться на работу в полицию, но ей отказали, потому что она хотела работать в хиджабе. В чем проблема? Это ее страна, она говорит по-норвежски, думает на нем, почему о ней судят по тому, что на голове, а не в голове?"
После июльских терактов о толерантности норвежцы говорят больше, но не знают, как реагировать, когда на праздник в детском саду мальчик приходит в костюме шахида - такой случай был. И пока юристы дискутируют, банкиры уже начали кредитовать клиентов-мусульман по специальным схемам - так, чтобы это не противоречило законам ислама.
Глава объединения судей Норвегии Тур Ландбах лишь идею высказал: не узаконить ли в стране шариатский совет? Но даже мысль об этом вызвала у его сограждан много эмоций.
"Я не призываю менять норвежскую судебную систему, но мы должны уважать людей другой культуры, например, мусульман, которые живут согласно своим традициям. Если ваш брак заключен по нормам шариата, то, возможно, вам нужен совет представителя вашей культуры, чтобы решить конфликт. Шариатские советы и так существуют. Если сделать их открытыми, общество будет понимать, что там происходит", - считает Тур Ландбах.
Речь не идет о легализации шариатских судов, то есть вроде норм шариата в уголовное право. Норвежские судьи завалены административными делами: о разводах и разделе имущества, и больше половины исков - от представителей мусульманской общины. Шариатский совет упростил бы норвежским юристам задачу: особенно, когда последователей пророка Мухаммеда в Осло с населением около 600 тысяч человек - едва ли не четверть жителей. Но политики - и левые, и правые - говорят "нет".
"Наша страна - лучшая в мире по защите равных прав, и мы не можем допустить, чтобы некоторые женщины стали узницами у себя дома, как могут потребовать некоторые экстремисты", - объясняет свою позицию депутат парламента Норвегии Карин Вольдсет.
Таких районов, где живут преимущественно мигранты с Востока и во дворах периодически возникают таблички "Здесь действуют законы шариата", в норвежской столице несколько. Грюнланд - в самом центре. Своя мечеть, на заборах - объявления вязью, в магазинах - украшения и наряды для настоящих восточных красавиц, посередине улицы - ресторан с названием "Али-Баба".
Для многих приезжих жизнь в Норвегии, действительно, сказка. Минимальное социальное пособие здесь - 4200 крон, это более 500 евро. К тому же государство часто выделяет деньги на аренду жилья, оплату электричества и даже покупку традиционной национальной одежды. Например, хиджаба.
И это, если вы одиноки. Пособие на ребенка - гораздо выше. То есть, чем больше детей - тем значительнее доход родителей. И при такой заботе государства словосочетание "можно не работать" у некоторых всплывает само собой. При виде камеры многие жители Грюнланда прячут лица и переходят на другую сторону улицы, просят не снимать, для них "это не очень хорошо".
"Мы обязаны принимать у себя беженцев, если дома им угрожает опасность, но мы рассчитываем что, когда ситуация у них на родине нормализуется, они вернутся. Но они не возвращаются. В Осло существуют районы, типа гетто, норвежские семьи уезжают оттуда, забирают детей из школ, потому что в классе большая часть говорит на иностранном языке, и норвежский ребенок просто ничего не понимает", - говорит Карин Вольдсет.
Мехтаб Афсар - генеральный секретарь исламского совета Норвегии. Хорошо образован, говорит на нескольких языках и по-светски предлагает обойтись в мечети без платка. Он против шариатских судов в уже родной для него скандинавской стране. И считает, что в лице мусульман, европейцы видят вампира, которого не существует.
"Это ерунда, что мы не хотим интегрироваться. Мы хотим! - отмечает Мехтаб Афсар. - Но есть вещи, которые останавливают. Была очень острая дискуссия, когда девушка-мусульманка хотела устроиться на работу в полицию, но ей отказали, потому что она хотела работать в хиджабе. В чем проблема? Это ее страна, она говорит по-норвежски, думает на нем, почему о ней судят по тому, что на голове, а не в голове?"
После июльских терактов о толерантности норвежцы говорят больше, но не знают, как реагировать, когда на праздник в детском саду мальчик приходит в костюме шахида - такой случай был. И пока юристы дискутируют, банкиры уже начали кредитовать клиентов-мусульман по специальным схемам - так, чтобы это не противоречило законам ислама.