Решительная победа Владимира Путина на президентских выборах в воскресенье пришла ценой в сотни миллиардов долларов (расходы на предвыборные обещания), что может посеять семена экономического кризиса в России еще до окончания очередного президентского срока.
Путин, который получил 64 процентов голосов (практически при полностью подсчитанных бюллетенях), укрепил свою базу, бросая деньги на все, начиная от ядерных ракет и заканчивая детскими садами, в результате чего бюджет перегружен и зависим от цен на нефть более чем когда-либо.
59-летний премьер-министр, возвращаясь в Кремле на третий срок, сформировал стоимость своих предвыборных обещаний по поводу повышения оплаты в бюджетном секторе на уровне 1,5 процента от валового внутреннего продукта (ВВП) - около 30 миллиардов долларов в год - на ближайшие годы.
Когда расходы на новые социальные обязательства будут подсчитаны, сказал министр финансов РФ Антон Силуанов агентству Reuters, полная стоимость может составлять до 2 процентов ВВП в год. Источник в министерстве в частном порядке сообщил, что эта цифра может достичь 3 процентов от ВВП к 2018 году.
Независимая оценка лондонской кампании Capital говорит, что общий счет за связанные с выборами обещания, будет еще больше, достигая 4800000000000 рублей ($ 165 млрд) в год, или 4-5 процентов от ВВП, к 2018 году.
Какими бы ни были конченые цифры российскому бюджету будет трудно изыскать эти средства.
«Чем выше цена на нефть, тем больше это дает им денег для накачивания экономики до выборов и после них, но какой ценой?» сказал Нил Ширинг, главный экономист Capital Economics. «Россия не может рассчитывать только на этот источник доходов, чтобы стимулировать экономический рост».
«Предвыборные пряники»
Обещания кампании Путина включают в себя обязательства по повышению заработной платы для врачей и преподавателей вузов в два раза в среднем по региону к 2018 году. Учителям, тем временем, обещают платить по крайней мере среднюю по стране зарплату.
Другие обязательства включают в себя повышение детских пособий, более высокие студенческие стипендии, а также развитие социальной инфраструктуры.
Анализа русской аудиторской кампании ФБК называет стоимость этих социальных обязательств в 9,9 триллиона рублей (340 миллиардов долларов) до 2018 года, т.е. прогнозирует рост с 1,1 трлн рублей в 2012 году до 1,7 триллиона рублей в год к 2018 году.
«Это вызывает беспокойство в целом. И это безусловно, так», сказал Владимир Тихомиров, главный экономист кампании «Открытие» в Москве.
«Я не ставлю под сомнение необходимость того, чтобы учителя и врачи получали более высокую заработную плату, однако возникает вопрос как это может быть выполнено».
За последние пять лет общая сумма государственных расходов уже выросла с менее чем 30 процентов от ВВП почти до 40 процентов.
И в настоящее время рост только ускоряется, так как правительство Путина дало весьма значительные предвыборные обещания такие, как повышение зарплат для военных и полиции.
В течение первых двух месяцев 2012 года расходы выросли на 37 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это более чем в два раза превышает 14-процентный рубеж на 2012 год, который только сам по себе в два раза выше ожидаемого уровня инфляции (при прогнозе – 6 %).
Официальные оценки дополнительных расходов на ближайшие годы не включают в себя более ранние обещания, например расходы на оборону.
Путин взял на себя обязательство потратить около 23 трлн рублей ($ 790 млрд) к 2020 году на переоснащение вооруженных сил, так как он цементирует поддержку среди двух миллионов россиян, которые работают в огромном военно-промышленном комплексе, унаследованном с советских времен.
Только эти расходы потребует дополнительных расходов в размере 2,2 процента от ВВП в год к 2018 году (по данным Capital Economics) – расходы сопоставимые с расходами на все социальные обязательства Путина, вместе взятые.
Еще одно из часто повторяемых избирательных обещаний Путина - не повышать пенсионный возраст в России с нынешних 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин - представляет собой еще одну серьезную нагрузку на бюджет.
Демографическое давление означает, что пенсионный бюджет России - уже превышающий 10 процентов ВВП - будет продолжать расти, примерно на один процентный пункт ВВП каждые пять лет.
«Если мы не будем реализовывать смелые пенсионной реформы, то будет иметь место существенное давление на экономику за счет возросших пенсионных выплат», сказал Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы, которая консультирует министерство финансов России.
«Наши бюджетные доходы чувствительны к колебаниям цены на нефть - значит риск есть».
РИСК, связанный с ценами на нефть
На первый взгляд, финансовая свобода России позволяет ей иметь более высокие расходы. Федеральный бюджет был исполнен с небольшим профицитом в прошлом году, и по официальным прогнозам в этом году ожидается скромный дефицит в размере 1 процента от ВВП.
Общий долг правительства составляет всего лишь около 11 процентов ВВП, также Россия имеет накопленных 150 миллиардов долларов в двух фондах, которые могут быть использованы в случае чрезвычайной ситуации.
Но эти цифры выглядели бы гораздо менее радужными, без удачи наличия высоких, в последнее время, цен на нефть. «Безубыточная» цена на нефть, при которой бюджет России будет сбалансированным просто взлетел с $ 34 за баррель в 2007 году до $ 117 в этом году.
В недавнем отчете, аналитики Citi предупреждают, что безубыточная цена вырастет до $ 150 за баррель, если политика расходов Путина будет осуществляется как было задумано.
Еще один вопрос, как долго удача высоких цен на нефть будет сопутствовать России.
«Крайне важно подчеркнуть высокий уровень «безубыточности» для цены на нефть», сказал Пламен Моновски (Plamen Monovski) из Ренессанс капитал. «Если цена на нефть будет падать, то будет очень мало возможностей для маневра».
Болезненные сокращения
Оптимистичным выглядит то, что в предвыборной капании Путин не раскрыл всех своих планов насчет бюджетных расходов.
Путин также пообещал, что будет иметь место экономия бюджетных средств за счет оптимизации расходов, а также за счет борьбы с коррупцией в таких областях, как государственные закупки.
Устраняя широко распространенные откаты, писал он в недавней статье, Россия может сократить федеральный бюджет на 5-10 процентов, экономя в эквиваленте 1-2 процента ВВП в год.
Министр финансов Силуанов также говорит, что он просчитывал варианты оптимизации бюджета, пообещав, что к 2016 году бюджет будет балансировать с более низкой ценой на нефть: $ 90 за баррель.
Но одно дело говорить о решении проблемы глубоко укоренившейся коррупция или о сокращении расходов - совсем другое дело делать это на практике.
«Мы не можем больше ждать, в противном случае наша бюджетная политика будет весьма рискованной», сообщил Силуанов Reuters. «Кому это нужно?».