Полиция Северной Ирландии объявила о начале нового расследования в отношении британских солдат, причастных к убийству 14 мирных демонстрантов в Кровавое воскресенье, 30 января 1972 года. Об этом пишет The Independent.

Точная дата начала расследования пока не называется. Глава североирландской полиции Мэтт Бэггот заявил, что в следственную группу войдут около 30 человек. Новое расследование будет начато в ответ на требования родственников погибших привлечь виновных к ответственности.

Это инициатива будет уже третьей попыткой расследовать события Кровавого воскресенья. В этот день в североирландском городе Дерри произошли столкновения между участниками марша Ассоциации в защиту гражданских прав Северной Ирландии и бойцами 1-го батальона Парашютного полка Великобритании. Парашютисты открыли по демонстрантам огонь на поражение, в результате чего 13 человек были убиты на месте, а еще один скончался позже от полученных ранений.

Первое расследование, проведенное сразу после беспорядков в Дерри, признало британских солдат невиновными в гибели демонстрантов, объявив действия военных самообороной. Однако в 1998 году правительство Тони Блэра инициировало новое расследование, которое дало полностью противоположный результат. Оглашен он был только в июне 2010 года - из-за огромного количества материалов и свидетельств, которые пришлось обработать следствию (на работу было потрачено более 180 миллионов фунтов). Официальное заявление по этому поводу сделал премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, назвавший британских военных виновными в убийствах, а их действия "неоправданными и не подлежащими оправданию".

Следствие выяснило, что все жертвы Кровавого воскресенья были безоружными, часть из них была застрелена в спину, а ни одного доказательства того, что британским солдатам угрожала реальная опасность, представлено не было. Так, никто из них не получил огнестрельных ранений, а на позициях, где стояли британцы, не найдено следов от пуль. Организаторы демонстрации в Дерри также рассказали о том, что у них было соглашение с боевиками Ирландской республиканской армии - те обещали если и участвовать в марше, то без оружия, чтобы не провоцировать кровопролитие.

Начало третьего расследования событий Кровавого воскресенья вызвало в британском обществе неоднозначную реакцию. Во-первых, полиция Северной Ирландии не выразила особого энтузиазма по поводу того, что ей придется затратить значительные усилия на расследование событий 40-летней давности, вместо того, чтобы заниматься текущей работой. Во-вторых, военные, которые в ходе второго расследования дали показания против британской стороны, получили иммунитет - эти свидетельства не могут быть использованы против них самих, а значит привлечь многих участников событий к ответственности будет затруднительно.

В третьих, как пишет The Guardian, партия "Профсоюзы Ольстера" подвергла критике однобокий взгляд властей на произошедшее, отметив, что в Северной Ирландии выстроилась "иерархия жертв". Представитель партии указал на то, что родственники погибших от рук террористов ИРА, также вправе требовать привлечения виновных к ответственности, тем более, что люди, имевшие прямое отношение к ИРА, работают в настоящий момент в правящих кругах Северной Ирландии. Профсоюзы потребовали, чтобы полиция допросила, например, Мартина Макгинесса, занимающего пост заместителя первого министра Северной Ирландии. В ходе второго расследования Кровавого воскресенья он признался, что в январе 1972 года являлся заместителем командующего ИРА в Дерри.