Четвертый день в поселке Борисоглебский, райцентре Ярославской области с населением пять тысяч человек, бастуют роженицы. Они не отказываются рожать — они, наоборот, боятся, что скоро рожать им будет негде. В понедельник десять беременных женщин пришли в Борисоглебский роддом, расположились на койках и отказались покидать помещение. Так будущие мамы протестуют против ликвидации роддома, который по приказу департамента здравоохранения и фармации Ярославской области должен быть закрыт 1 января. А всего в регионе с началом нового года сокращается 26 акушерских койко-мест.

К концу понедельника большая часть будущих мам разошлись по домам, четверых оставили в роддоме по медицинским показателям — женщинам от волнений стало плохо. Не удивительно — беременным, по их рассказам, угрожали приездом полиции и даже Ярославским ОМОНом, если они добровольно не покинут помещение. Лишь после того, как в больнице побывал представитель Борисоглебского отдела полиции и сообщил начальству, что все "захватчицы" ведут себя тихо, женщин оставили в покое.


Фото: Дмитрий Шиманский

Во вторник и среду "бабий бунт" продолжался: днем будущие мамы находились в палатах, на ночь возвращались домой. Поддерживает протестующих весь поселок, другого выхода из ситуации люди уже не видят: письма к президенту, губернатору области, областной думе результатов не принесли. В среду с жителями Борисоглебского района — но не с бастующими роженицами — встретился директор департамента здравоохранения и фармации Ярославской области Сергей Вундервальд.

То, что роддом в поселке Борисоглебский нужно закрыть, Вундервальд объяснил населению так: "Есть законодательство, которое нужно исполнять. С 1 января медицинская стационарная помощь становится только специализированной, здесь же оказывается лишь первичная медико-санитарная помощь. Мы не закрываем родильное отделение, а только убираем койки".


Фото: Дмитрий Шиманский

А понятия "акушерская койка" по словам Вундервальда вообще не существует, так что и возмущаться вроде как нечем. Если роддом Борисоглебского района останется в нынешнем виде, то лицензию на работу ему не получить. Здание не соответствует санитарным нормам, а строить новое смысла не имеет — а рожают в районе, говорит Вундервальд, мало. Власти считают так: чтобы медицинский персонал не терял квалификацию, надо принимать 500 родов в год. В Борисоглебском родильном доме ежегодно принимают 70 родов. Остальные роженицы, говорит Вундервальд, едут рожать в Ярославль.

А теперь вот будут куда-нибудь ездить все. Для этого разработан "пошаговый механизм" — главное, добраться до Борисоглебской ЦРБ или хотя бы дозвониться до нее. "Приедет "скорая", роженицу заберут. Если машина сломается, прибудет автомобиль из Ростова. Если роды находятся в той стадии, когда уже невозможно ее везти в Ростов (это примерно 20 км. — прим. автора) или Перинатальный центр (больше 100 км — прим. автора), то она родит здесь. В Борисоглебской ЦРБ будет родовой зал с полным комплектом всего необходимого и для женщины, и для ребенка. Если время есть, женщину отвезут в Ростов или Ярославль".

Будущие мамы никуда ехать не хотят. Они и раньше не горели желанием ехать в Ростов или областной центр. Говорят, что раньше врачи из перестраховки многих направляли в города принудительно: "Говорят, что машина будет дежурить постоянно, но до Ярославля еще нужно добраться. Я живу в 35 км от Борисоглебского, мне бы сюда успеть приехать! Не забывайте про железнодорожный переезд, на нем можно и на полтора часа застрять. Да и на машине, старой "буханке", как мы ехать будем? Дороги все разбитые, в пути рожать что ли? Тем более, машину одну обещают, а у нас вчера две женщины рожали, одну увезут, а второй ждать?"

Переезд из Борисоглебского в областной центр в "буханке" — тяжелое испытание даже для здорового человека, не то что для женщины во время схваток. Носилки, по рассказам женщин, кладут прямо на пол, постилают несколько одеял и так везут в Ярославль. Так что слова об антисанитарных условиях в роддоме их не впечатляют.

На собрание женщины не пошли, так и остались в роддоме, все новости им доносят мужья. На переданные через посредников слова Вундервальда о том, что женщина сможет родить в хирургическом отделении местной ЦРБ, а потом ее с малышом перевезут в роддом, реагируют с возмущением.

— Я после родов даже отдохнуть не смогу, сразу надо будет куда-то ехать, это с малышом-то на руках! А если мороз? А вдруг я рожать буду и кого-то с аппендицитом привезут, кем первым врачи займутся? К нам в поселок сейчас много народу приезжает жить, очень много молодых многодетных семей, которые и дальше хотят рожать. Но женщины будут бояться это делать, уже сейчас ходят разговоры о том, что лучше на аборт пойти, чем вот так по больницам скитаться, — говорит Ольга, одна из женщин, пришедших на акцию в роддом.

— Мы все здесь друг друга знаем,— рассказывает мама троих детей Алена Швыдкова, -.
а в Ярославле роды поставлены на поток, врачи просто не успевают всем должное внимание уделять. Я когда рожала третьего ребенка, при мне одну из женщин направили в Перинатальный центр. Она потом ужасы рассказывала: вместе с ней в машине ехали пять больных человек, перед Ярославлем автомобиль сломался, хорошо, ее знакомые приехали, довезли до больницы. Почему-то говорят, что у нас никто не рожает — постоянно рожают! И за последние 15 лет ни одного смертельного случая нет, это о чем-то говорит.

Сейчас в роддоме находится пять беременных женщин — до родов им еще далеко, но уходить оттуда они не собираются. Говорят "пока посидим..."

— Обидно, что до нас никому нет дела. Ни главврач больницы, ни директор департамента к нам даже не пришли, не поговорили. Как будто мы не люди, — говорят будущие мамы.

 

Медицинский персонал, хоть и не бастует, но тоже ропщет:
Я акушерка, проработала в роддоме 37 лет, а мне предлагают новую должность с окладом в 3300 рублей как начинающей медсестре. Куда это годится? Если мы уйдем, кто у женщин будет принимать роды? Некому, — возмущается сотрудница роддома Галина Евстафьева.

Уже после встречи Вундервальда с борисоглебскими жителями проблему ликвидации роддомов в районах прокомментировал заместитель губернатора региона Александр Сенин: "Ситуация с закрытием специализированных акушерских коек в некоторых населенных пунктах области не столь катастрофична, как представили СМИ, и находится под постоянным контролем руководства региона. Все специализированное оборудование будет перенесено из здания роддома в больницу".

Такое положение дел население не устраивает. Нервы жителей райцентра накалены до предела. Говорят, что недавно в Борисоглебском там закрыли отделение ГИБДД, санэпидемстанцию, теперь добрались до роддома. Говорят, что скоро забастуют не только роженицы. Правда, водители, вроде бы, требовать возвращения ГИБДД не собираются.