От редакции ДПНИ.орг
Мы предлагаем вниманию наших читателей материал, опубликованнаый агентством Reuters, и, на наш взгляд, заслуживающий внимания. Не смотря на нейтральный, если не доброжелательный тон заметки, она хорошо демонстрирует процессы, происходящие в Чечне. На этом клочке кавказской земли российские законы уже не действуют и действовать не должны, считают в республике - приоритет здесь имеет Коран. Такое положение вещей сложилось при поддержке чеченских властей и ими поощряется.  Чечня фактически готовится к принятию системы шариата и выходу из правового поля Российской Федерации.
 
Пятидесятидвухлетний Адам расселил трех своих жен по разным городам, чтобы женщины не скандалили между собой. И в то же время чеченец, чья борода уже поседела, заявляет, что возможно в ближайшее время он возьмет четвертую жену.

«Чечня – мусульманский регион, поэтому это наше право – как мужчин. Они (жены) проводят время вместе, однако далеко не всегда находят общий язык», - утверждает приветливый пенсионер, который сообщил нам лишь свое имя.

Поддерживаемый Кремлем глава республики Рамзан Кадыров, который проводит в регионе жесткую политику, борется с повстанцами за власть над территорией, опустошенной двумя сепаратистскими войнами с Москвой. Каждая сторона использует знамена ислама, чтобы подтвердить законность своих притязаний, и каждая сторона поносит другую, называя своих противников преступниками и нечестивцами.

Опасаясь угрозы сепаратизма на обширных территориях региона, Москва с тревогой наблюдает за тем, как центральная власть уступает, соглашаясь принять исламские догматы. Из двух зол ей приходится выбирать то, которое она считает меньшим.

Хотя в России полигамия все еще незаконна, в находящейся на юге страны мусульманской республике Чечне данная практика поощряется. Это аргументируют тем, что многоженство разрешается законом шариата и Кораном, самой священной книгой ислама.

По российским законам Адам женат лишь на своей первой жене – двадцативосьмилетней Зое, полной голубоглазой женщине, матери трех детей. Он живет вместе с ней в доме, расположенном на окраине Грозного, столице республики.

Его «бракосочетания» с двумя другими женщинами – припрятанными «про запас» в близлежащих селениях – были проведены согласно требованиям сложного церемониала и признаются чеченскими властями.

Глава чеченского «Центра духовно-нравственного воспитания и развития» Ваха Хашханов, год назад назначенный Кадыровым на должность директора, заявил, что законы ислама должны иметь приоритет перед законами, установленными в соответствии с российской конституцией.

«Если это разрешено нормами ислама, то это не обсуждается», - сообщил он корреспонденту агентства Рейтер. Хашханов отвечал на вопросы рядом с крупнейшей мечетью в Европе, сверкающей своей отделкой в центре Грозного – на том самом участке, где до распада Советского Союза в 1991 году находилась местный штаб коммунистической партии (так в тексте. На месте, где сейчас расположена мечеть, раньше находилось здание Совета Министров Чечено-Ингушской АССР – прим. перев.).

«До тех пор, пока ты можешь прокормить своих жен, и между ними соблюдается равноправие, в Чечне будет разрешена полигамия», - добавил он.

Ислам процветает в Чечне, которая вместе со своими соседями – Дагестаном и Ингушетией – сражается с исламистскими повстанцами, целью которых является создание на территории всего Северного Кавказа мусульманского государства, живущего по законам шариата и не являющегося частью России.

Хотя впервые ислам проник на территорию Северного Кавказа почти 500 лет назад, появившись в расположенном на берегу Каспийского моря Дербенте - древнем дагестанском городе, обнесенном крепостной стеной, при коммунистическом режиме религия подвергалась жестоким гонениям.

Кадыров, как и большая часть миллионного населения республики, последователь суфизма - мистического течение в исламе, в котором особое значение уделяют молитве и рецитации.

Как утверждают политические аналитики, Кремль закрывает глаза на введение Кадыровым законов, соответствующих нормам ислама, пока президент республики преследует и ликвидирует исламистских боевиков.

Сегодня в кафе и закусочных Грозного можно увидеть мужчин, попивающих контрабандное пиво из чайных чашек, поскольку на алкоголь практически наложен запрет. Школы и гимназии с раздельным обучением становятся нормой, а женщины должны покрывать головы, находясь в зданиях государственных учреждений.

Закутанная в плотный хиджаб Ася Мальсагова, которая консультирует Кадырова по вопросам прав человека и возглавляет государственный совет, следящий за соблюдением права чеченских заключенных, сообщила корреспонденту агентства Рейтер: «Мы считаем, что у каждой женщины должен быть выбор – но предпочитаем, чтобы она закрывалась».

На фоне не утихающего восстания исламистов, возрождение ислама привело также к насилию против тех жителей Северного Кавказа, - региона, который сам Кремль называет самой значительной из своих внутриполитических проблем, - которые не живут по законам шариата.

Исламистские активисты называют Кадырова и глав других северокавказских регионов «неверными» за то, что те встали на сторону Москвы. Именно исламистские повстанцы стоят за нападениями на женщин, работавших по утверждению боевиков проститутками в Дагестане, а также за убийствами торговцев алкогольной продукцией в Ингушетии.

В Чечне и Ингушетии боевиков повстанческого движения, регулярно совершающие вооруженные нападения на сотрудников органов правопорядка, торжественно провозглашают «мучениками» на исламистских новостных сайтах, связанных с повстанцами.

Священные верблюды

К первой чеченской верблюжьей ферме, находящейся в 55 километрах (34 милях) к северо-западу от Грозного, нужно ехать по грунтовым дорогам. На ней ухаживают за 46-ю двугорбыми животными, меланхолично поедающими траву и соль. Им предстоит стать частью приданого или подарками в честь религиозных праздников.

В исламской культуре они считаются священными животными. Каждого верблюда продают за 58 тысяч рублей (1886 долларов), рассказывает Умар Гучигов, руководитель фермы, которая открылась лишь немногим более года назад по указанию Кадырова. Гучигов планирует открыть в Чечне еще три фермы.

«Так много людей, самых простых людей, похвалили нас за возвращение этой древней традиции», - рассказал Гучигов.

Кроме того животных также используют в исламским телепрограммах. Эти программы транслируются на круглосуточном мусульманском канале Чечни, где 60 молодых людей - бородатых мужчин и женщин с покрытыми платками головами - создают детские передачи в огромных студиях, стены которых украшен фотографиями Мекки.

Стайка шмелей весело кричит «ас-Салям алейкум» (да пребудет мир с вами), когда мы входим в студию Руслана Исмаилова, создающего на новейших компьютерах Apple полнометражные мультфильмы для канала, называющегося «Путь».

«Детям нравятся шмели, и они научат их, как правильно жить по нормам мусульманской веры», - рассказывает Исмаилов.

Телеканал был основан государством два года назад и вещает по всему Северному Кавказу. Он незамедлительно стал одним из ведущих каналов региона. На телеканале также транслируется передачи для женщин, в которых рассказывается, как вести хозяйство, а в ночное время - чтения Корана.

«Не секрет, через что прошла Чечня», - заявил генеральный директор канала рыжебородый Адам Шахидов, на котором надет традиционный головной убор из черного бархата.

«Две войны, Советский Союз и сегодняшний мусульманский экстремизм... Пришло время показывать истинную красоту суфизма и готовить фундамент для шариата», - заявил он.
Эми Феррис-Ротман