То, что случилось вчера в Тольятти на перекрестке улиц Гагарина и Карла Маркса, по-настоящему страшно.
Маршрут муниципального автобуса № 2, взорвавшегося около восьми утра, соединяет два крупнейших района - Автозаводский и Центральный. Он проходит мимо трех наиболее значимых наших вузов - Академии сервиса, Татищевского университета и ТГУ. Трудно найти хоть одного тольяттинца, чей родственник или близкий знакомый не мог оказаться в «двойке» в это время. Время, когда к первой паре, начинающейся в 8.30, традиционно едут массы студентов.
Когда мне позвонили из редакции и сообщили о взрыве, я как раз садился в троллейбус 18-го маршрута у торгового центра «Южный». Было около половины девятого утра.
Троллейбус остановили у Молодежного бульвара. Все движение по улице Ленина в сторону «Космоса» (кинотеатр, расположенный возле перекрестка Гагарина и Маркса) ближе к девяти часам уже было перекрыто. Пешеходам, впрочем, вполне позволялось ходить по тротуару.
Оцепление, организованное сотрудниками милиции непосредственно вокруг места взрыва, начиналось от перекрестка улиц Ленина и Гагарина (200-300 метров до места взрыва). Попасть на улицу Карла Маркса можно было лишь через дворы (улица Гагарина соединяет улицы Карла Маркса и Ленина, между последними около 200-300 метров напрямую).
Дом № 76/2, окна которого с одной из сторон выходят прямо на перекресток, где взорвался автобус, к девяти утра еще не был полностью оцеплен. По крайней мере, войти в его подъезды со стороны двора можно было без всяких проблем.
Я и мои коллеги из нескольких других городских изданий воспользовались этим, чтобы попытаться осмотреть место происшествия сверху. Мы поднялись на чердак, затем спустились. И попали прямо в цепкие руки людей как в милицейской форме, так и в штатском. Всех нас совершенно грубым образом, не предъявляя документов и не составляя протоколов досмотра, обыскали и отправили в Центральное РУВД, где продержали два с половиной часа.
Впрочем, это не столь важно. Важно то, что в тех самых людях в штатском я, как мне показалось, признал внешне знакомых мне сотрудников тольяттинского управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) и отдела по борьбе с терроризмом при городском УВД. Если мне не изменяет память, эти люди, а также другие сотрудники упомянутых структур, только в нынешнем году и только на прорабатывание меня, Алексея Напылова, потратили не менее 24 человеко-часов. Так они боролись с моим потенциальным «экстремизмом». Не раз видел я их и на пикетах независимого вазовского профсоюза «Единство», на которых бывал по долгу службы, и на других (вполне законных, кстати) массовых акциях протеста. Они деловито ходили вокруг и снимали участников всех этих митингов, дабы не дай Бог не упустить какого-нибудь потенциально неблагонадежного гражданина. Они вели допросы на тему того, не собираюсь ли я или мои знакомые устраивать какие-либо протестные акции политического характера. Их спрашивали: ребята, вы что, видите главных террористов в тех тольяттинцах, которые просто пользуются своим конституционным правом не очень любить нынешних политиков? Они лишь улыбались в ответ. Им было хорошо и приятно работать против таких «экстремистов» - для этого не требуется ни розыскных мероприятий, ни особого ума. Знай себе вызывай «неблагонадежных» по списку и затем плоди бумаги о проведенных беседах.
И вот в Тольятти пришел настоящий терроризм, унесший жизни наших земляков. Теракт - а в том, что это теракт, уже нет никаких сомнений - не смогли предотвратить. Более того, о том, что в нашем городе такое возможно, наши борцы с организованной преступностью и терроризмом, видимо, даже не догадывались. Никаких предупреждений и призывов к повышенной бдительности никто из тольяттинцев в последние недели не слышал.
Зато в преддверии декабрьских выборов в Госдуму правоохранители усилили работу по борьбе с независимыми газетами. Три недели назад наш главный редактор Виталий Шабанов описал визит к ним в материале «Кто и зачем хочет построить прессу?». Он призывал городские власти разобраться с людьми, заставляющими оперативников работать не на безопасность народа, а на чьи-то политические интересы, и не допустить дальнейшей траты ресурса спецслужб на то, что никак не угрожает обычным тольяттинцам. Но обычные тольяттинцы, вероятно, мало кому интересны, когда на кону выборы.
Силовые структуры, которые призваны обеспечивать нашу безопасность, провалились самым позорным образом.
Одно дело, когда теракты, как где-нибудь в Израиле, происходят несмотря на тщательную оперативную работу спецслужб по их предотвращению. В таком случае можно понять, что стопроцентной гарантии безопасности от этого, к сожалению, быть не может.
Совсем другое - когда мы знаем, сколько времени и сил наши контртеррористы потратили на борьбу с фантазией.
И когда мы понимаем, что, занимайся они реальной работой, вчерашнего взрыва в автобусе № 2 могло и не быть.