Завоевав львиную долю западного как мейнстримового, так и контркультурного музыкальных рынков, рэп-музыка начала свое победоносное шествие по Восточной Европе. Россия исключением не оказалась, и, несмотря на ожесточенное сопротивление противников, русскоязычный рэп захватывает все большее число юных и не очень умов. Сегодня никакие концерты не собирают такого большого количества публики, как выступления рэпперов. Но самая удивительная деталь заключается в том, что рэп получил широкое признание в так называемой "правой" среде — среди тех людей, кто в 90-х бился с рэпперами не на жизнь, а на смерть...
При слове "рэп" у многих контркультурщиков всплывают слова песни "Коррозии Металла" "Рэп — это кал". У многих из памяти не стерлись еще хроники столкновений рэпперов с бритоголовыми на "Бит-Битве" в 99-м, в результате которых погибли несколько человек, или массовая драка после концерта "Public Enemy", в которой был убит постовой милиционер. И как же так получилось, что сегодня — львиная часть публики рэп-концертов — те самые парни, кто некогда мечтал стереть всех рэпперов с лица земли?
Перед тем, как подвергнуть исследованию такое столь противоречивое явление, как феномен русского рэпа, следует определиться в терминологии. Потому как с "творениями" Тимати и приснопамятного Децла, с которыми у большинства обывателей ассоциируется слово "рэп", то контркультурное направление, о котором мы расскажем, ничего общего не имеет.
Так о каком рэпе мы говорим? Некоторые называет данную культуру "правым рэпом". Но это явно неточный термин. Уклон в политику неприемлем для большинства исполнителей:
Бледный: клянусь, ни разу в жизни я не ходил на выборы.
Патриотический рэп? Увы, понятие "патриотизм" затаскано и опошлено настолько, что для многих тождественно американскому представлению о нас: "водка, балалайка, матрёшка". Очень характерен пример композиции Ромы Жигана, активно раскручивающейся по ТВ — "Россия", в ней есть всё — и водка, и казаки, и балалайка. И что? Рома стал посмешищем. За несколько месяцев и он, и его песня стали именем нарицательным. Ну а появление премьера на награждении рэп-премией — "Битва за респект" на МУЗ-ТВ, вызвало неодобрение не только среди поклонников стиля, но и самих исполнителей.
Молимся чужим богам, забыв свою историю,
А кто-то уже тайно делит нашу территорию.
На севере, на юге, уже граничим с НАТО
И скоро нам придётся улыбаться их солдатам.
Сибирский Синдикат
Националистический рэп или синонимично, но более кратко — "наци-рэп"? Тоже — нет. Во-первых, эти понятия — тоже во многом политичны. Во-вторых, несмотря на радикальную смену ориентиров, приставка "наци" отталкивает многих.
Белый рэп — вот, пожалуй, наиболее точное определение новой контркультуры.
За ним стоят белые люди, делающие музыку для белых людей и избравшие формой выражения своих мыслей — речитатив, который лишь по традиции считается изобретением черных. Да, эта культура нашла признание в трущобах Гарлема, но, например, многие эксперты от стиля называют самым первым рэппером Маяковского!
Опять же цитируя Бледного: "Компьютеры, микрофоны и вертушки создали белые."
Очевидно, что чёрные не приватизировали речитатив.
"Никакой другой стиль музыки не может сравниться по информативности с рэпом, только речитативом просто, ясно и понятно можно донести максимум информации до слушателя, — потому рэп так и нравится многим", — объясняет новый выбор молодежи Андрей Бледный из группы 25/17. — С современным рэпом по смысловому наполнению может конкурировать разве что творчество Высоцкого..."
Когда я начинал писать, я брал пример с наших,
И не создавал себе кумиров негритянской расы,
У нас другой менталитет, другая культура,
Я не знаю дату жизни-смерти Тупака Шакура.
Самопал
Другая отличительная черта новой контркультуры — ее география и остросоциальная составляющая. Обычно любое новое молодежное течение распространяется от Центра — эрго Москвы — к окраинам. Так происходит со всеми веяниями, но не с рэпом, который получил невероятную популярность в Сибири, на Урале и Юге России.
Ну, а социальность лирики рэп-исполнителей напрямую связана с географией. "Рэпперы, как акыны, читают о том, что видят", — поясняет Андрей Бледный.
А жители "городов, где нет метро", видят сегодня мало хорошего: профессиональную преступность и неосознанное насилие, алкоголь и наркотики.
Недаром рэп постепенно вытесняет "шансон". Еще памятуя о лихих 90-х, любой россиянин скажет, что музыка социального, точнее, не социального, а духовного дна — наш непревзойденный не имеющий аналогов российский шансон. И действительно, хриплые голоса, рычащие о тяжелой доле, жёсткой шконке и не дождавшейся бабе, до сих пор льются из динамиков "пацанских" тонированных "девяточек", звучат на рыночных лотках и даже со сцен на банковских корпоративах. Причем "блатная" музыка покорила умы миллионов еще задолго до того, как понятие "пацан" в России стало культовым. В 70-е, 80-е по квартиркам, на катушечных магнитофонах советская интеллигенция вовсю слушала песни о тюремной романтике в исполнении Розенбаума и иже с ним. Поддержка уркаганской культуры ведь была тоже своеобразным диссидентством. Естественно, интеллигенция и представить не могла, во что всё это выльется в 90-е… Хотя догадаться следовало бы. Но что уж поделаешь: отечественная интеллигенция, явление столь же уникальное и противоестественное, как и российский шансон.
Неужели мои дети не познают счастья?
Увидят только, как Россию разорвут на части
И стопчут чужеземцы русские святые земли?
Молва уже пошла, но кто гласу народа внемлет?
Разве такое будущее нам завещали предки?
Чтобы их подвиги на рубеже эпох померкли?
Чтобы сильные духом поддались чувству страха?..
Но в безумном отчаянье им не страшна плаха,
И пламенем в сердцах их станет огонёк свободы тусклый
После этих двух слов: "Я — Русский!"
Голос свободы
Использование акцента на национальную составляющую в белом русскоязычном рэпе таким образом происходит не в угоду погоне за дешевой популярностью или удовлетворением политических амбиций. Просто люди видят разгорающийся то тут, то там огонь межнациональных столкновений — о них и читают. Смотрят на то, как власть пытается превратить русских в серую безрасовую массу, в "Иванов, не помнящих родства" — и отвечают ей треками о том, как парни гордятся своими корнями, тем, что они русские, а не какие-то непонятные безродные и бесполые россияне.
Мы — Русские, этим пора начать гордиться,
Время новое заставляет нас все больше злиться,
Русское лицо на улице встретишь через раз,
Есть места в Москве, где за то, что ты русский — в глаз.
Q-Diz
Сообщество White-Rap об ультраправильном рэпе:
— Кем представлена основная слушательская аудитория белых рэп-концертов?
— В основном на концертах сегодня можно увидеть парней из "околофутбола". Число "широкоштанных" ребятишек за прошедший год уменьшилось настолько, что скоро явно сойдет на нет. Сегодня широкие штаны, волочащиеся по полу, — это не модно и не комфортно.
— Какие основные идеи пропагандируются посредством белого рэпа?
— Самоидентификация себя как русских, готовность отстаивать интересы родных, друзей, близких — всех тех, кто и составляют такие громкие понятия, как Родина и нация, здоровый образ жизни, нетерпимость к врагам, силовой способ разрешения конфликтов.
— Существует ли вероятность использования данных групп либо исполнителей в угоду политической конъюнктуре действующей власти?
— Вряд ли. Изначально в данный стиль музыки заложен такой заряд здоровой аполитичности, что из слушателей белого рэпчика почти наверняка не удастся получить модифицированных овощей вроде "наших", "местных" или "молодогвардейцев".
— Где искать информацию про этот стиль?
В интернете. Например, по адресам:
http://community.livejournal.com/white_rap/
http://vkontakte.ru/club8640199
http://white-rap.com/
— Есть ли будущее у белого рэпа?
— Безусловно. Команд всё больше, их профессиональный уровень неуклонно растет, равно как и число слушателей.
И теперь собранные кустарным способом интернет-сборки "Русские для Русских" разлетаются, как горячие пирожки. Более того, так называемая "антифа-общественность" создала даже аналог этим сборникам — "Люди для Людей", то ли подчеркивая, что русские для них не люди, то ли из какой-то иной логики. В сборник "Русские для Русских" входят треки с острой социальной окраской, треки о любви к Родине, треки с пропагандой здорового образа жизни и исконных русских ценностей, треки о здоровом русском национализме.
Тот, кто не отличает Родину от сортира,
Перевоспитан будет или на х.. депортирован!
ГРОТ
Своеобразным катализатором развития белого рэп-движения может служить возникновение интернет-сообществ анти-whiterap направленности наряду с появлением "черных списков" рэп-групп и исполнителей, отмеченных как "фашисты", плюс постоянно циркулирующие слухи о готовящихся акциях антифа против концертов упомянутых в данных списках артистов.
В гостях я веду себя, как подобает гостю:
Уважаю хозяина, ухожу, когда попросят.
Я нетолерантен хоть и не киплю от злости,
Но впечатление, что это не Россия вовсе —
Обидно на своей земле быть в оккупации,
Обидно. Говорю: "Я — Русский!", а меня называют "наци".
Спектакль
Однако подобные проявления напоминают лай моськи на слона. Численность поклонников белого рэпа существенно превышает число активных "антифа". Для иллюстрации этого высказывания достаточно упомянуть про аншлаг в столичном клубе "Алькатрас" на выступлении групп "ГРОТ" и "25/17": внутри натурально негде было яблоку упасть, снаружи около трехсот человек, которые элементарно не влезли в клуб, — это ли не показатель успеха? Притом, что раскрутки особой у мероприятия не было, — все пиарилось своими силами, через блоги и социальные сети.
Собственно, они, родимые, и являются питательной средой, в которой варится основа белого рэпа. Живой Журнал, ЛиРу, Вконтакте — через них люди знакомятся, обмениваются треками, клипами, новостями. Блогосфера кипит спорами, событиями, скандалами, задает направление для развития стиля, рождает необычные и плодотворные союзы исполнителей.
Выйти же за пределы интернета удается не многим — материал-то, по большей части, абсолютный неформат.
Исключением является московско-омский дуэт "25/17", осуществивший прорыв информационной блокады. Их клипы ротируются по ТВ, треки — по радио, а солист коллектива Ант — победил в 2009 году в зрительском голосовании в "Битве за респект" на Муз-ТВ.
Никогда белый русский подросток
Не станет похожим на чернокожих бандитов,
Даже если на пляже валяться будет все лето.
Будь самим собой!
Будь белым! Цени это!
25/17
Таким образом, можно резюмировать, что набирающая популярность русскоязычная социальная рэп-музыка не имеет единообразного названия...
"Вот рэппер Серёга называет свой стиль исполнения "правильной рэпчиной", — говорит Бледный. — "В таком случае, если он исполняет правильный рэп, то мы исполняем — УЛЬТРАправильный рэп".
И, действительно, участник коллектива "25/17" нашел наиболее подходящее название обсуждаемому стилю. Впрочем, нельзя сказать не только о единообразии стиля в новой молодежной культуре, но и об однородности. Ультраправильный рэп объединил и ортодоксальных "широкоштанных" рэпперов, и клубную молодежь, и бритоголовых, и футбольных фанатов. Однако разные люди слушают разных исполнителей. Скажем, у каждого сообщества футбольных болельщиков сегодня существует свой рэп-символ. У фанатов "Спартака" — МС Кишмиш, у ЦСКА — ILWT, у "Зенита" — Арни. Но, как говорится, "единообразие — признак упадка"... ,пишут на страницах "Завтра"
Илья Киреев и Андрей Мостовой .