В связи с последними событиями в Ливии вновь закономерным выглядит вопрос: «А кто конкретно сейчас поддерживает М.Каддафи?». Необходимо справедливости ради отметить, что полковник, в общем-то, выдержал первый удар и даже перешел в контрнаступление. Другое дело, что не в совсем пока удачное, но тем не менее он перехватил инициативу. В данном случае только наступление является ключом к победе. На самом деле это интересное развитие событий, поскольку ливийский лидер в отличие от своих египетских и тунисских коллег не располагал хорошо организованными вооруженными силами. Некоторые обозреватели в этой связи замечают, что он «себе на голову» решил заменить в свое время регулярную армию «всеобщим вооружением народа». Но, по сути, ошиблись бывшие президенты как раз в Каире и Тунисе, где армейские верхушки их просто дружно «слили». М.Каддафи видимо четко усвоил урок, который он сам когда-то преподнес королю Идрису и решил, что в условиях Востока армия должна быть как раз менее всего централизована. И продолжает держаться, и не просто выживать, но и пытается наступать.
Итак, кто же является сторонниками М.Каддафи Многие в этой связи называют его вторую жену Сафию Фаркаш, а вернее ее многочисленных родственников. Это не совсем верно, поскольку именно отсюда ливийский лидер и получил основной удар в спину. Факия является представителем очень мощного племени обейдат и женитьба Каддафи на ней во многом, конечно, решала вопрос лояльности этого племени режиму. Действительно, ряд его представителей как, например, генерал Абдельфаттах аль-Обейди или высокопоставленный дипломат Абделати аль-Обейди, вошли в правящую верхушку. Но видимо это было далеко не самым определяющим, поскольку сейчас именно племенная верхушка обейдат выступила против М.Каддафи, и благодаря во многом этому оппозиция так уверено держит восток страны, которая собственно и является вотчиной обейдат. Причина кроется, видимо в попытках С.Фаркаш и ее детей монополизировать власть в племенной верхушке с одновременным недовольством последней распределением нефтяных доходов.
На настоящий момент именно дети второй жены полковника являются основным мотором сопротивления режима.
Среди них на первых ролях, безусловно, находится Сейф аль-Ислам, который долгое время имел репутацию реформатора режима М.Каддафи «изнутри». Собственно именно поэтому и появились слухи о возможном его переходе на сторону оппозиции в первые дни восстания. Особенно с учетом его очень непростых отношений с т.н. «реакционным блоком», который сложился в ливийском руководстве вокруг еще одного сына М.Каддафи Муатасима и двоюродного брата полковника Ахмеда Ибрагима. Сейф очень долго и последовательно выступал за улучшение отношений с Западом и выходом из той блокады и дипломатического тупика, к которому привело «дело Локкерби». И, в конце концов, убедил своего отца в правильности этого решения. Кстати, именно это кардинальное сближение с ЕС, прежде всего в сфере экономики и экспорта углеводородов, и привело сейчас к тому, что Европа (и НАТО благодаря этому) в общем-то пока держит нейтралитет, ограничиваясь только резкими высказываниями. Сработала та самая «связка» экономических интересов, архитектором которой был Сейф. Возглавляя «Фонд Каддафи по благотворительности и развитию» и медиа-группу «Аль-Гхад» Сейф установил очень прочные контакты не только с западниками, но и китайцами и корейцами. Это сейчас тоже «работает» на режим. Через его позиции идет «обработка» руководства Афросоюза и ЛАГ, Помимо развития отношений с ЕС, Сейф очень плодотворно контактировал и с исламистами, которые находятся в эмиграции в Лондоне, что тоже немаловажно сейчас. Уже тогда он активно ратовал за их осторожное возвращение во власть.
Его последний пассаж с размахиванием пистолета и призывами пролить «реки крови» необходимо рассматривать, прежде всего, не как помутнение рассудка, а как обозначение своей четкой позиции по отношению к происходящему. Это было сделано в критический для него момент, когда «радикалы» сделали попытку отправить его в «политическое» (и возможно, не только) небытие. Но Сейф снова выиграл время своим спектаклем, его доктрина «строительства новой Ливии» сейчас принята его отцом на вооружение и является базисом для заключения перемирия. В любом варианте это та самая фигура, которая будет основной в случае начала диалога, как с оппозицией, так и с Западом, в случае, если режим сможет удержаться как минимум на нынешних позициях продолжительное время.
Муатасим младше Сейфа на 5 лет, он родился в 1977 году. Его видение ситуации кардинально расходится с реформаторским видением старшего брата, он всегда имел репутацию «ястреба». Его карьера видоизменялась практически синхронно с изменением тактики Каддафи по отношению к Западу, что было делом рук во многом все того же Сейфа. В 2008 году Муатасим возглавил Национальный совет безопасности, откуда был удален отцом в 2010 после открытой перепалки с министром иностранных дел Мусой Кусой. Последний тогда солидаризовался с Сейфом по вопросам прорыва экономической блокады и установления тесных контактов с Западом. Муатасим как и его братья Хамис и Саади руководит собственными вооруженными формированиями. В настоящее время его роль значительно выросла, именно его отряды сейчас занимаются обороной Триполи. Помимо этого именно Муатасим курирует вопросы рекрутирования и переправки наемников из стран Африки в Ливию. С учетом того, что они составляют от 70 до 80% численности лояльных М.Каддафи отрядов, можно сделать вывод и о степени его влияния. Его дальнейшая карьера напрямую зависит от того, как будет развиваться ситуация. В частности, пойдет ли на диалог с Каддафи оппозиция или предпочтет все решить военным путем. При любом раскладе модель переброски иностранных наемников доказала свою эффективность. Хамис Каддафи родился в 1973 году. Руководит основной ударной «доморощенной» структурой, так называемой 39-ой бригадой народного ополчения или «бригадой Хамиса». Слово «ополчение» не должно вводить в заблуждение, это профессиональная структура в составе 9 тыс. солдат и офицеров, которая имеет на вооружение танки и артиллерию. Она принимает активное участие в боях с оппозицией, в частности за контроль над аэропортом Мисурата. Помимо этого, Хамис в настоящее время ведет активный неофициальный диалог с представителями спецслужб США, пытаясь убедить их отказаться от планов военного вторжения и сохранять нейтралитет. Равноудален и от Сейфа, и от Муатасима.
Еще один сын Каддафи Саади. Его страсть к футболу оставим на потом. Сейчас важно то, что он возглавляет силы спецназа, которые ему были переданы отцом в 2005 году. В настоящее время руководит обороной родины ливийского лидера г. Сирт. Женат на дочери еще одного «столпа» режима генерала Хулди Хамиди. Последний является последним (за исключением полковника) представителем той группы офицеров, которая свергла короля Идриса. Предан Каддафи, сын генерала Халед женат на дочери ливийского лидера Айше. Курирует все разведывательное сообщество режима. В настоящее время руководит войсками, которые штурмуют г. Эз-Завиа, который считается ключевым пунктом на западе страны. После установления над этим городом (чего пока не получается, несмотря на огромные потери среди повстанцев) планируется перейти к штурму Бенгази.
Старший сын М.Каддафи от первой жены Мухаммед носит прозвище «инженер», которое он получил в связи с тем, что руководит двумя операторами мобильной связи страны «Либиан» и «Аль Мадар». Помимо этого, Муххамед возглавляет через национальную компанию весь рынок ливийских телекоммуникаций. В этой связи на него возложена важная задача по блокированию и прослушке переговоров повстанцев и мобилизация сторонников Каддафи посредством рассылки СМС-сообщений. Одновременно с позиций руководителя Национального олимпийского комитета и куратора проведения кубка Африки по футболу в 2013 году, лоббирует интересы режима в западных бизнес-кругах и в Азии. В частности, в связи с приватизацией сетей мобильной связи имеет хорошие связи через сеть деловых контрактов с весомыми фигурами в КНР и Южной Корее. Кроме того, хорошо известен в Австрии, чьи фирмы получили при его помощи контракты на строительство футбольного стадиона в ливийской столице к предстоящему кубку Африки.
Дочь полковника Айша. «Пассионария ливийской революции». Явно тяготеет в своих симпатиях к брату Сейфу. Эта блондинка стала фактически олицетворением новых реформаторских тенденций в правящей верхушке страны. Юрист по образованию и любимица отца, Айша возглавляет крупнейший благотворительный фонд «Ватасиму», через который она активно участвует в общественной жизни Африки. В 2009 году стала послом «доброй воли» ООН и участницей ряда крупных проектов в странах «третьего мира» под эгидой этой организации. Благодаря этому установила тесные и неофициальные контакты с политическим истеблишментом США и Великобритании. Курировала вопрос притока иностранных инвестиций в страну, в связи с чем организовала специализированную конференцию в Триполи по этому вопросу в 2007 году. Получила известность благодаря предложению об оказании юридической помощи во время суда над бывшим диктаром Ирака С.Хусейном. В правящей верхушке Ливии выступает своего рода «третейским судьей», в том числе и во время споров между братьями. Через свои контакты сейчас решает задачу по убеждению руководства стран Запада сохранять нейтралитет. Во многом благодаря ее напору руководство НАТО предпочло, чтобы решение о возможной интервенции было принято только по согласованию с руководством ЛАГ и Афросоюза.
Сводный брат диктатора Абдаллах Сеннуси. Родственник второй жены диктатора. Тем не менее, принадлежит, как и Каддафи к племени каддафа. Отвечал на протяжении нескольких десятков лет за личную безопасность полковника во время его передвижений по стране и за рубежом. Затем возглавлял военную разведку. Известен жесткими мерами по отношению к внутренней и внешней оппозиции. Организатор и куратор спецоперации по взрыву самолета французской авиакомпании в Африке в 1989 году. Архитектор теракта «Локкерби». В настоящее время «второй человек» в структуре национальных спецслужб. С учетом захвата оппозицией Бенгази был обвинен Каддафи «в профессиональных ошибках». В настоящее время реабилитируется в боях за г.Эз-Завиа. Сторонник очень жестких мер, называется в качестве одного из виновников массового кровопролития и расстрела мирных демонстраций.
Кузен Каддафи Хасан Каддафи. Генерал армии. В январе был направлен в г.Тени Оулид, где курирует вопросы взаимоотношений с племенем оурфела. Использует в диалоге с племенной верхушкой серьезные денежные подношения для перетягивания этого племени на сторону режима и формирования из него новых боеспособных формирований. С успехом этой миссии Триполи связывает наступление перелома в противостоянии с оппозицией.
Еще один кузен Каддафи Ахмед Каддафедан. Курирует вопросы взаимоотношений с лидерами арабского мира. Известен тесными контактами с прежним египетским руководством, был советником полковника по взаимоотношениям с АРЕ. В частности, в последнее время пытался организовать мятеж египетских племен на границе с Ливией и в лагерях беженцев с целью создания «второго фронта» для оппозиции. Новые египетские власти после этого порекомендовали ему покинуть страну. Тем не менее, указанная активность продолжается. Одновременно при его участи состоялось решение Дамаска направить в помощь ливийскому лидеру своих боевых летчиков. Вел переговоры с Б.Асадом по вопросам давления на Катар в свете «антиливийской пропагандистской компании» «Аль-Джазиры». По некоторым данным, готовил акции запугивания и террора против сотрудников указанной телекомпании. Сейчас активно лоббирует интересы полковника в руководстве ЛАГ, пользуясь своими неформальными контактами с генеральным секретарем организации Амром Мусой.
Кузен Каддафи Ахмед Ибрагим. Главный идеолог режима и убежденный консерватор. Близок к сыну полковника Муатасиму. Руководит сетью «ревкомов» по всей стране, которую сейчас довольно эффективно использует для мобилизации сторонников Каддафи. Возглавляет аппарат по изучению и пропаганде главного труда полковника «Зеленой книги». Одновременно основал в 2009 году «Ассоциацию друзей Зеленой книги» и «Центры изучения Зеленой книги» за рубежом, которая фактически являются аппаратом приобретения и расширения сети агентуры ливийского влияния в странах Европы и «третьего мира» , который имеет широкую сеть филиалов по всему миру. В настоящее время выступил с инициативой вернуть из политического небытия бывшего ближайшего сторонника Каддафи майора Джеллуда с целью внести раскол в ряды оппозиции.
Сын полковника Ганнибал. Приобрел печальную известность в связи со своим буйным поведением в Швейцарии и Париже, чем вызвал кризис взаимоотношений Триполи и ЕС. Близок к брату Муатасиму, имеет собственное вооруженное формирование.
Среди других заметных сторонников Каддафи следует отметить также Саббаха аль-Меграхи и Омара Ачкала (отвечают за оборону района Чариана); Ахмеда Ауна (командующий военным округом Триполи); Салаха Ибрагима (вопросы телевизионной пропаганды).
А.А.Быстров