«Плавильный котёл» Америки никогда не справлялся со своей прямой обязанностью – производством новой нации из разношёрстной группы обитателей Штатов. Рано или поздно это станет очевидным для всех – дикси и янки, техасцев и калифорнийцев, негров и латиноамериканцев, лютеран и мормонов, навахо и гавайцев. Тогда центробежные силы ускорятся. И США в своём нынешнем виде перестанут существовать навсегда.

Обвал доллара, серия крупных терактов, очередная природная катастрофа в отдельном штате, массовые беспорядки на национальной или религиозной почве, даже приход к власти не того президента – любой катаклизм способен ускорить процесс распада этого государства.

Причины и способы выхода той или иной территории из состава пока что единых Соединённых Штатов будут непохожи один на другой. В то же время, цель обособления во всех случаях окажется одна – обеспечение спокойной жизни населения той или иной территории, чего нельзя достичь в не справившемся со своей задачей булькающем «плавильном котле».

Отдельно – лучше

Один из заслуженных сепаратистов США – Техас, штат со своей спецификой, богатой историей и, главное, чёткой памятью о годах былой свободы. После полугодовой войны с Мексикой за независимость мятежная земля выделилась в отдельное государство – Республику Техас – и сохраняла суверенитет с 1836 по 1845 годы. Впоследствии, ввиду бедственного финансового положения и постоянных конфликтов с мексиканцами, Техас вошёл в состав США. Но былые проблемы с финансами и безопасностью безвозвратно ушли в прошлое. Сейчас Техас – второй по благополучию, территории и населению штат США. Очевидно, что с таким гигантом, стань он самостоятельным государством, вынуждены будут считаться все соседи.

Богатейший штат США – Калифорния. Не исключено, что заодно он – самый несправедливо обиженный штат. Жители процветающей земли вынуждены платить федеральной казне соответственные своему завидному положению налоги. Понятно, что такое положение дел порождает множество недовольных, на чьих настроениях охотно играют активисты «Калифорнийской сепаратистской партии» и многочисленные энтузиасты, проводящие в Интернете и в штате кампании типа «Свободу Калифорнии», «Независимая Калифорния». То есть процесс утверждения нового государства – Калифорнийской республики – не займёт много времени. Кстати, официальные власти штата склонны к ведению самостоятельной политики – губернатор Арнольд Шварценеггер имеет опыт заключения межправительственного соглашения с уже бывшим британским премьером Тони Блэром. Правда, эта международная активность была Вашингтоном проигнорирована.

О Боже! Доколе Калифорнии кормить эти Штаты?

Нью-Йорк – важнейший центр американской деловой и политической жизни. Осознавая своё значение для государства, этот город, тем не менее, периодически выказывает желание стать независимым. К примеру, в середине позапрошлого века, накануне Гражданской войны, мэр города Фернандо Вуд выступил с идеей Вольного Города Нью-Йорка, как в своё время практиковалось в Европе. Последняя инициатива датируется 2006 годом и принадлежит члену городского совета Питеру Валлоне.

Назад в Европу

Земли северо-востока США помнят историю покорения Нового Света. Здесь зарождалась сама история Соединённых Штатов. Теперь здесь зарождаются сепаратистские настроения.

В штате Мэн за свободу борется движение «Свободу Мэну!» – единственное в штате и потому довольно-таки авторитетное. По Нью-Гемпширу ходит идея создания «Нью-Гемпширской республики». Вермонт – бывший независимым с 1777 по 1791 годы – не прочь ещё раз вдохнуть воздух свободы. Уже предлагаются варианты названия: Вторая Вермонтская республика, Республика Зелёных Гор.

Прочие штаты Новой Англии, безусловно, охотно откликнутся на выход Мэна или Вермонта из состава США.

Оккупанты – вон!

Богатая войнами история США оставила проигравшим сторонам право на ревизию истории. Соединённые Мексиканские Штаты – сопредельное с США государство, поддержанное многочисленными сепаратистскими латиноамериканскими группами, функционирующими на территории западнее реки Миссисипи, готово содействовать образованию Новой Мексики, стране, которая вберёт в себя территории как минимум четырёх ныне здравствующих штатов и создаст проблемы ещё для нескольких.

Влачащие существование в своих резервациях, индейцы ещё помнят – по книжкам ли, по легендам ли – те времена, когда именно они были хозяевами континента. И, наверное, эти племена готовы взять обратно исконные Индейские земли.

Как Богу угодно

Самый религиозный штат США – Юта. 70% его населения составляют мормоны. В свете возможных изменений территории США и готового начаться «парада суверенитетов», Юта не останется в стороне.

Мормонское государство Юта будет не первым государством в мире, построенным на вере. Но это будет первым мормонским государством. Монолитным и успешным.

Историческая память

Переживая экстенсивный рост, Соединённые Штаты в 1803 году приобрели у Франции права на Луизиану – огромный кусок земли от Нового Орлеана до современной канадской границы. Конечно, с тех пор влияние бывшей хозяйки минимизировалось – однако до сих пор французское здесь ощущается. И в названиях городов, и в культуре Нового Орлеана. Добавить сюда выгодное географическое положение – и основа для создания суверенной независимой Луизианы готова.

Ещё один повод вспомнить историю – обратиться ко временам Гражданской войны и её итогам. Былая Конфедерация Южных Штатов сможет возродиться из пепла. Единственная большая проблема – огромное количество потомков бывших рабов, ныне особенно обильно населяющих земли Диксилэнда.

Невидные штаты

Штаты высмеиваемого янки Среднего Запада, далёкий от города Вашингтона штат Вашингтон, дикие Северная Дакота и Монтана – что их удержит у разбитого корыта Белого Дома? Ничто.

Поэтому они выберут собственный путь, но, скорее всего, под приглядом «большого брата». Для Федерации Среднего Запада и Южной Канады им может стать собственно Канада. Потому что США уже будет не до отдалённых территорий.

Был бы народ…

Давно прошли времена, когда люди приезжали в Америку, чтобы стать американцами. Нынче в Штаты приезжают народы, планирующие сохранить идентичность. Со временем – точнее, с увеличением численности диаспоры и ростом её влиятельности – желание остаться самими собой перерастает в тягу к самоопределению.

Особенно велики шансы на то, чтобы оттяпать часть США, у кубинцев, итальянцев и потомков африканских рабов. Первые активно осваивают Флориду. Вторые способны учредить Новую Италию на базе крупнейшей базы диаспоры – штата Нью-Джерси. Прогрессивная часть негритянской Америки не определилась с местом для Новой Африки, однако естественный ход вещей наверняка подскажет им решение задачи.

Но не стоит забывать и о не столь очевидных претендентах на суверенитет… Штат Мичиган делится на две части, разделённые одноимённым озером. Население северной составляющей штата предпочитает идентифицировать себя как потомков выходцев из Финляндии и время от времени изъявляет желание отсоединиться от штата, образовав самостоятельную территориальную единицу – Верхний Мичиган. Особенно ярко желание проявилось в 60-х годах прошлого века, когда энтузиасты планировали провести соответствующий референдум.

Далёкие земли

Единственная территория, которая многое потеряет после развала могучих Штатов – это Пуэрто-Рико. Регион, имеющий статус ассоциированного свободного государства, получает от метрополии всевозможные финансовые бонусы. Кроме того, Вашингтон защищает Пуэрто-Рико, даёт пуэрториканцам гражданство США да ещё терпит, что Конституция США имеет ограниченное употребление в «ассоциированном свободном государстве».

Понятно, что, наблюдая за тёплой жизнью пуэрториканцев, некоторые полноценные граждане США задумываются о своём незавидном статусе. Так, «Партия независимости Аляски» ещё полвека назад выступала с инициативой устроить отношения штата с Вашингтоном подобным образом. Однако с тех пор ни один губернатор Аляски не взял на себя смелость предложить центру подобное.

На Гавайях действует «Движение за независимость Гавайских островов». Пока состав его участников (отдельные организации существуют с середины прошлого века), ставящих перед собой близкие, но в деталях не слишком схожие задачи, не способствует консолидации оппозиции Вашингтону. Однако наличие отдельного народа с собственной культурой и языком не заставляет усомниться в том, что в будущем трения будут преодолены.

В целом, удел удалённых от континентальной части США регионов ясен. Случись распад США, и Аляска, и Пуэрто-Рико, и Гавайи волей-неволей отправятся в свободное плавание. Милостей из слабого Вашингтона им уже будет не дождаться.

Сухой остаток

Как видно, предпосылки к разъединению так и не сложившейся американской нации очевидны. Как может развиваться ситуация?

Незадолго до президентских выборов случается серия терактов к крупных городах США – Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго, Хьюстоне. Заодно удар наносится по столице государства – Вашингтону. Федеральные власти, желая в корне пресечь хаос, вводят жёсткие меры. Действия Белого Дома встречают яростное сопротивление в незатронутых бедствием регионах. Администрация Буша реагирует жестоко – в несогласные штаты вводятся верные центру армейские части. Сбор средств в помощь пострадавшим начинает принимать вид экспроприации. То тут, то там войска встречают ожесточённое сопротивление непривычных к политике «твёрдой руки» граждан.

Первыми объявляют о выходе из федерации Техас и Калифорния. Правительству первого удаётся закрыть границы и навести на обширной территории порядок. В Калифорнии всё намного серьёзнее – в южной части штата начинается восстание латиноамериканского большинства, не желающего видеть своим лидером белого Шварценеггера. Единственное, что удаётся известному актёру – отстоять земли к северу от Лос-Анджелеса. Сам город обращён восстанием в руины. Обитатели Беверли Хиллз спасаются бегством от бесчинствующих банд.

К востоку от Калифорнии возрождается Мексика. Мехико берёт под контроль штаты Колорадо, Нью-Мексико, Аризону, Неваду. Лас-Вегас разграблен. Пользуясь благоприятной возможностью, лидеры хопи, навахо и прочих – населения индейских резерваций в указанных штатах - формируют подотчётное мексиканцам марионеточное индейское государство.

Обитающие в Юте мормоны договариваются с Мехико и оставляют под своим управлением штат-улей. Благодаря обилию полезных ископаемых, развитой промышленности, благоприятной демографической ситуации, Юта становится заметным игроком в политике Северной Америки.

Аляска и Гавайи заявляют о выходе из состава США. Сообщение о случившемся воспринимается мировым сообществом и Вашингтоном как должное.

В то же время на востоке США начинают обособляться штаты Новой Англии. Мэн, Вермонт, Нью-Гемпшир, где движения за независимость оформились давно и представляют серьёзную силу, покидают федерацию одномоментно. Коннектикут, Массачусетс и Род-Айленд, вдохновлённые примером соседей, формируют конфедерацию Новая Англия. Благодаря развитой экономике, суверенитет бывших северо-восточных штатов никем под сомнение не ставится.

Нью-Йорк, подвергшийся особенно ожесточённой атаке террористов, изыскивает средства на восстановление из собственных источников. По-прежнему не желая терять позиции одного из мировых центров бизнеса и политики, городские власти принимают решение о выходе муниципального образования из состава стремительно слабеющих Штатов.

Нью-Джерси берут под свой контроль многочисленные здесь граждане итальянского происхождения. Не желая делиться властью и ресурсами с вашингтонскими чиновниками, италоамериканцы провозглашают независимое государство Новая Италия в границах существующего штата. Тесные связи с соседними образованиями – Нью-Йорком, государствами Новой Англии – и исконное трудолюбие населения позволяют республике сохранить мощный потенциал.

Центральная часть США, ведомая Луизианой, желает сохранить внутреннюю стабильность, прежний уклад жизни, посему резко обособляется от Вашингтона, налаживает связи со свободным Техасом, строит очередную стену против нашествия мигрантов латиноамериканского происхождения на по западной границе штатов Оклахома, Канзас, Небраска и, ценя свою историю, объявляет вторым государственным языком французский.

Белое население Миссисипи, Алабамы, Джорджии, Южной Каролины, Северной Каролины, Теннеси – некоторых южных штатов, прежде входящих в Конфедерацию – поднимает давно планировавшийся мятеж против Вашингтона. Здесь происходят кровавые события – негритянское население Конфедерации не желает мириться с возвращением прежних хозяев и начинает вести против конфедератов партизанскую войну.

Однако ввиду лучшей организации, дисциплины, тактического обучения, владения оружием конфедераты берут верх. Часть граждан африканского происхождения остаётся на насиженных местах и принимает всё как есть, часть направляется в поисках спасения на север. Однако северяне откровенно не рады пришлым, добывающим средства на дальнейшее продвижение грабежами и насилием, поэтому беглецы вынуждены забираться всё дальше на север, где их продвижение останавливают Великие озёра. В результате миграции миллионы негров оседают на полуострове Нижний Мичиган, где стихийно образуется государство Новая Африка, изначально погрязшая в междоусобицах борющихся за первенство криминальных группировок. Детройт – центр американской автомобильной промышленности – приходит в упадок.

Другая часть штата Мичиган, полуостров Верхний Мичиган, опасаясь нашествия чёрнокожих, объявляет независимость, хотя так её и не достигает, согласившись на протекторат Канады.

Индиана, Огайо, Кентукки – штаты, подвергшиеся нашествию ищущих лучшей доли негров и не получившие ожидаемую помощь из центра – и примкнувшие к ним Иллинойс с Висконсином образуют Федерацию Среднего Запада. Это формация ориентируется в своей политике на Луизиану и Канаду и постоянно держит усиленный военный контингент на границе с чёрным Мичиганом.

Вооруженные отряды кубинцев, населяющих Флориду, захватывают все важные учреждения штата. Лидеры мятежников провозглашают свободное государство Флорида и объявляют о добровольном вхождении в его состав Кубы. Многочисленные беженцы с Острова Свободы, не встречая противодействия со стороны береговой охраны, высаживаются на побережье. Семьи воссоединяются.

Северные и северо-западные штаты США, соседствующие с Канадой, ища покровительства, присягают Оттаве на верность и входят в состав соседа на условиях конфедерации. Так Канада получает необходимую прокладку между собственной территорией и неспокойной Новой Мексикой.

Однако Вашингтону всё же удаётся консолидировать вокруг себя ближайшие территории – Пенсильванию, штат Нью-Йорк без города Нью-Йорк, Мэриленд, Делавэр, Западную Виргинию, Восточную Виргинию. И также, безусловно, округ Колумбия с городом Вашингтоном.

Так образуются Истинные Соединённые Штаты – новое государство в мире, утратившем очередную сверхдержаву. Первым законодательным актом нового государства – преемником прежних США – становится предоставление ассоциированному свободному государству Пуэрто-Рико полной и беспрекословной независимости.


Всеволод Истомин

Источник