- Станислав Анатольевич, визит Александра Белова и Дмитрия Демушкина в Грозный, по приглашению кадыровской администрации, действительно никого не оставил равнодушным. Это действительно был смелый и рискованный, а возможно, и излишний шаг. Что побудило руководство «Русских» направить двух членов Политсовета в такую своеобразную командировку?

 

 - Прежде всего, я хотел бы уточнить: это не было решение Политического совета движения, и никто их туда не направлял. Многие его члены, и я в том числе, были против этой поездки Действительно, определенные предложения со стороны кадыровской администрации были, однако большинство из нас посчитали – по разным причинам – невозможным принять это приглашение.

Поскольку Александр Белов и Дмитрий Демушкин, тем не менее, были твердо намерены отправиться в Грозный, мы решили считать их поездку частным визитом. Этнополитическое движение «Русские» они не представляли и, соответственно, не могли также вести переговоры от его лица, это видно и из интервью Председателя Политсовета Владимира Басманова.

 - Это любопытно, ведь в большинстве СМИ идет речь о том, что, мол, лидеры «Русских» поехали в Чечню и заключили соглашения с Кадыровым… А по вашим словам, это был просто визит двух человек, которые не представляли ни одной организации.

 - Это действительно было их частное решение и частное дело. И я готов официально подтвердить, что Политсовет никуда их не направлял, и полномочиями действовать от своего имени не наделял. Да и сами они изначально говорили о том, что это будет частный визит. 

- Тогда возникает следующий логичный вопрос: если они не были официальными представителями «Русских», то с кем же тогда заключали чеченцы все эти «важные договоренности», о которых уже столько сказано, и кого и чем эти соглашения обязывают? 

- Это очень интересный вопрос. Насколько я понимаю, и А. Белов, и Д. Демушкин были приглашены чеченской администрацией не в качестве лидеров «Русских», а как некие влиятельные и авторитетные среди русских националистов деятели. Вероятно, они представляли какой-то неформальный круг своих сторонников, для которых все достигнутые ими в Чечне соглашения будут действительны. Затрудняюсь предположить, кого еще они могли там представлять.

Для того чтобы о чем-то договариваться от лица организации – движения «Русские» – нужно, для начала, иметь на это соответствующие полномочия. У движения есть руководящий орган – Политсовет. Он ни Белова, ни Демушкина таковыми полномочиями не наделял.

Но даже если бы – на секунду предположим – они и получили таковые права, то все то, о чем они договорились в Грозном, должно было быть впоследствии одобрено Политсоветом (так сказать, ратифицировано). Чего также не было. Думаю, и не будет. Поэтому о каких-то «договоренностях» Кадырова с «Русскими» на сегодняшний день и речи быть не может. Тем более, что мы толком не знаем, что это за соглашения. О них много говорят, но Чечня пока что хранит молчание. И уж тем более, никакие официальные документы, подтверждающие факт наличия этих договоренностей, пока что представлены не были.

Таким образом, визит Белова и Демушкина носил частный характер, и «Русские» за их заявления и возможные договоренности с чеченскими властями никакой ответственности не несут и не могут нести. 

- Однако Белов заявляет, что было решено во время переговоров создать при движении правозащитные группы, которые будут помогать русским людям, потерявшим жилье в Чечне, получить денежную компенсацию. Выходит, они все-таки заключили от имени организации с кадыровскими властями некое соглашение? 

- Не думаю. И Белов, и Демушкин могут создавать при движении какие-то правозащитные группы, которые будут помогать русским людям вернуть жилье. Почему бы и нет? Здесь я не вижу никакого криминала.

Но, опять-таки, это их частная инициатива. Которая должна обсуждаться на Политсовете, а он, в свою очередь, будет принимать решение. Пока что не только решения, но и обсуждения этого вопроса не было. В настоящий момент, это лишь пожелания, хотя и благие. 

- А как можно оценить заявления, сделанные Беловым и Демушкиным во время и по итогам поездки в Чечню? Изменение их позиции многим показалось слишком уж радикальным. Высказываются даже мнения о предательстве и т.п. 

Я бы здесь разделил ответ на две части: первая – оценка члена Политсовета организации «Русские», вторая – оценка частного лица, так сказать, человека и гражданина.

Как оценить поступки и заявления по Чечне? Да никак! Поскольку они не касаются движения «Русские», то они не касаются и меня, как члена Политсовета этой организации.

Что касается моей человеческой позиции, то я считал еще до их визита, что он будет ошибкой. Мое мнение не изменилось и сейчас. Людям, которые дорожат своей репутацией в Русском Движении, совершать подобные шаги ни в коем случае нельзя. Кроме того, кроме морально-этических аспектов, существует и обычный политический прагматизм. За прошедшие годы Движение сформировало образ врага. И идти против мейнстрима, пытаясь этот образ разрушить, просто глупо. Ибо враг в сознании людей останется врагом, а вот репутация «новатора» будет срезана под корень.

В наших городах идет война. Каждый день дети гор убивают русских людей. О чем можно договариваться с убийцами наших детей? Разговор может быть только один – вспомните Кондопогу! Вот в Сагре никто договариваться не стал!

Единственное от чего бы я предостерег критиков А.Белова и Д.Демушкина, так это от перегибания палки.

Для меня тут не существует проблемы. Оба наших фигуранта для меня как православного – это мои братья.

Могу я судить или осуждать своих братьев? Нет, не могу!

Могу я объяснять ошибочность их поступков? Да, могу и должен!

Представьте себе: окопы, идет бой. На нас наседают со всех сторон враги. Кто-то из наших по глупости высунул зад – ну и получил шрапнелью по полной программе! Что мы кинемся пинать своих раненых? Нет, поможем им.

То же и здесь и сейчас!

У меня нет оснований сомневаться в добросовестности обоих наших героев. Я не считаю их действия злонамеренными или предательскими. Человеку свойственно ошибаться. Поможем ему, но с любовью, по-братски. 

- Какие шаги, на ваш взгляд, должно предпринять движение «Русские» в связи с визитом Белова и Демушкина? 

- Полагаю, что Политическому Совету следует принять специальную резолюцию, чтоб отмежеваться от данного визита и всех тех договоренностей, которые были достигнуты в ходе оного. Заявления делались и соглашения принимались без санкции Политсовета. И я, например, под ними не подписывался и никогда не подпишусь. 

- Каково будет дальнейшее развитие событий, если Политсовет «Русских» не дезавуирует заявлений Александра Белова  и Дмитрия Демушкина по Чечне? 

- Если этого не произойдет, то ничего катастрофического не случится. Все заявления Белова и Демушкина останутся их частной позицией, которая, за отсутствием официального высказанной точки зрения организации, не может считаться общей позицией «Русских». 


- Вы говорили, что для Вас опаснее и страшнее не столько высказывания А.Белова и Д.Демушкина по Чечне, сколько утверждения А.Белова в его поездке по Малороссии (Украине), на которые, кстати, мало кто обратил внимание. Что Вы можете пояснить нашим читателям по этому вопросу? 

- Да, это очень важный вопрос, т.к. он касается основополагающих принципов Русского движения в целом.

Речь идет о национальном единстве Русского народа, его территориальной целостности.

Заявления типа «Украина – это государство украинского народа» не могут не настораживать.

Да, я понимаю, что есть дипломатия, что иногда надо сказать что-нибудь приятное, но существуют и принципы!

Мне представляется, что принципы выше дипломатии и понятие гибкости должно иметь свои пределы.

Московская атмосфера, как показывает практика, почему-то, способствует некоторой резиновости подходов и суждений, но везде должны быть свои ограничители. 

Для нормального русского человека не может существовать такого понятия, как «украинский народ». Ибо если есть украинский народ, то кто же тогда мы? Великоросский народ? Ведь если есть малорусский народ, то должен быть великоросский. А куда исчезли русские? Был народ, и нету! Мы с этим никогда не согласимся.