17 декабря в Замоскворецком суде начались слушания по иску давнего приятеля Путина Геннадия Тимченко ко мне и Володе Милову. Господин Тимченко требует опровергнуть три фрагмента нашего доклада «Путин. Итоги. 10 лет». Этот процесс носит ярко выраженный резонансный характер. Он не менее, а, может быть, и более значим, чем процесс «Лужков, Батурина против Немцова». 

Дело в том, что это первый случай в судебной практике России, когда обсуждается коррупция в высших эшелонах российской власти. А именно, выясняется вопрос, каким образом никому неизвестные питерские предприниматели средней руки, в частности, Тимченко, волшебным образом за годы правления Путина стали долларовыми миллиардерами. 

Господин Тимченко в суд не явился, но требует опровергнуть три фразы из нашего доклада. 

1. Старые друзья Путина, которые до его прихода к власти были никем, — Геннадий Тимченко, Юрий Ковальчук, братья Ротенберги — превратились в долларовых миллиардеров. 

2. По каким причинам государственные нефтяные компании экспортируют значительную часть нефти через компанию Gunvor, владельцем которой является друг Путина Геннадий Тимченко? 

3. Есть основания полагать, что все эти Тимченко, Ковальчуки, Ротенберги — не более чем номинальные владельцы крупной собственности, а реальным бенефициаром является сам Путин.


Есть прямая аналогия дела «Тимченко против Немцова и Милова» и дела «Батурина против Немцова». Она в следующем: и тот и другой истец – долларовые миллиардеры, и тот и другой истец – близкие к герою доклада люди, только Батурина - жена мэра, а Тимченко - друг премьера (президента). И Батурина и Тимченко возмущены антикоррупционной направленностью текстов докладов. К счастью, дело Батуриной против меня закончено полным поражением Батуриной. 27 октября 2010 года Арбитражный суд Московского округа ей полностью отказал в удовлетворении требований. А она в отличие от Тимченко требовала опровергнуть пять фрагментов доклада. 

Теперь по существу иска Тимченко. Мы никак не можем понять, что требует опровергнуть Тимченко в первой и второй фразах. Свои дружеские отношения с Путиным? То, что стал долларовым миллиардером? Или то, что до президентства Путина был никому неизвестным предпринимателем («был никем» в первой фразе даже по мнению Тимченко – это метафора, означающая, что бизнес в 90-е был незначительным и особого дохода не приносил). 

Что касается дружбы. Конечно, для оппозиции дружба с Путиным – это репутационная катастрофа, но для путинских олигархов – это фантастический ресурс к обогащению. Тем не менее, мы были вынуждены в суде приводить примеры неформально дружеских отношений Путина и Тимченко. Первый пример касается их совместной бизнес-деятельности в начале 90-х, когда Путин работал заместителем Собчака по внешне-экономическим связям, а Тимченко был малоизвестным сотрудником нефтеперерабатывающего завода в Киришах. Тогда эти деятели создали компанию Golden Gate через которую экспортировались нефтепродукты. Комиссия депутата М. Салье установила пропажу выручки от экспорта 100 тысяч тонн нефтепродуктов и вместо продовольствия для петербуржцев и денег в бюджет люди ничего не увидели. Скандал был грандиозный, но до суда не дошел. 

Далее мы предъявили суду доказательства того, что Путин и Тимченко взаимодействовали и на ниве дзюдо. Тимченко является одним из учредителей клуба "Явара-Нева", а Путин – почетный президент этого клуба. 

Готовясь к суду, мы вместе с адвокатами побывали в Лондоне, где британские детективы, занимающиеся расследованием отношений Тимченко и Путина, передали нам любопытнейший документ. А именно 19 мая 2008 года на самолете авиакомпании Airfix Aviation, принадлежащей Тимченко, по маршруту Санкт-Петербург-Прага-Сочи к Путину летели близкие премьеру люди. Состав был следующий: депутат Госдумы А. Кабаева, управделами президента В. Кожин, акционер банка «Россия» Д. Горелов, и еще один акционер этого банка Н. Шамалов, член замечательного кооператива «Озеро», в котором наряду с Путиным были Ковальчуки, Якунин, Фурсенко. Некоторые из них сейчас уже долларовые миллиардеры. Банк «Россия» известен тем, что за годы президентства Путина маленький когда-то банк прибрал к рукам наиболее лакомые активы «Газпрома» на десятки миллиардов долларов (подробнее смотрите «Путин и Газпром»). 

На мой вопрос адвокатам Тимченко, не кажется ли им неслучайным, что приятели Путина пользуются самолетом Тимченко, ответа не последовало. 

Теперь по поводу миллиардера. Тимченко в 99-м году эмигрировал в Финляндию. Нам удалось получить из финской налоговой инспекции данные о доходах Тимченко в 1999-2002 годах. В 99-м его доход составил 400 тысяч евро за год. А уже в 2008-м Тимченко оказался в списке Forbes с состоянием в 2,5 миллиарда долларов. Рост в ПЯТЬ ТЫСЯЧ РАЗ!!! С фактами спорить невозможно. 

Равно как и с фразой №2, которая сформулирована в качестве вопроса. Дело в том, что Тимченко будучи иностранным гражданином, человеком, который не платит налоги в России, за годы правления Путина стал крупнейшим экспортером российской нефти. Через его компанию Gunvor проходит более трети всего экспорта. Гигантскую долю в экспорте именно государственных компаний, подконтрольных Путину, таких как «Роснефть» и «Газпромнефть», составляет трейдер Gunvor. 

Как получилось так, что друг Путина стал контролировать экспорт российской нефти – предмет будущих уголовных и судебных разбирательств. Однако уже сейчас необходимо ставить эти вопросы. 

Что касается бенефициаров бизнеса Тимченко, то здесь вообще темный лес. Тимченко всячески скрывал имена бенефициаров и до сих пор все они неизвестны. Именно поэтому в деловой прессе, как у нас в стране, так и в мире, возникало масса сообщений о том, что одним из этих бенефициаров может быть Путин. Деловые издания именно таким образом объясняли, почему господин Тимченко получил беспрецедентные преференции в торговле главным российским богатством – нефтью. 

Судебные слушания будут продолжены 19 января. Мы будем вас держать в курсе.