Площадь Тахрир



В Египте сегодня, на первый взгляд, сложилась  патовая ситуация. Демонстранты митингуют на площади Тахрир в Каире, митингуют они и в  других городах, периодически организуют миллионные маршы с требованием отставки диктатора Мубурака и его друзей, а те никак не уходят. Но такой взгляд представляется поверхностным. Жизнь не стоит на месте, все всегда находится в движении.

Революция запустила процессы самоорганизации и творческой эволюции в египетском обществе. Властная силовая вертикаль ослабла: полиция потеряла влияние, армия общается с демонстрантами и ее теперь сложно применить против них (не значит, что вообще невозможно, однако последствия непредсказуемы, ибо часть армии способна встать на сторону народа). В таких условиях независимые общественные силы неминуемо набирают влияние, заполняя собой оставленные деспотическим государством территории.  Активность общества, пробужденная революцией, как никогда прежде высока, кроме того, неуход Мубарака и его клики только усиливает негодование. Наконец, египетское восстание вызвано не только репрессиями полиции, но и массовой нищетой и скачком цен на продовольствие - все это тоже никуда не исчезло.
Власти вынуждены освобождать репрессированных блоггеров. На улицах демонстрации требуют наказать преступников из полиции; их не решаются разогнать. В египетском Союзе Журналистов присутствующие устроили обструкцию проправительственным чиновникам.  Неизбежно скажет свое слово и городская беднота (в 80- миллионном Египте более 40% населения живет на два доллара в день) и мощный рабочий класс, созданный в ходе модернизации и бунтовавший в последние годы множество раз (около миллиона участников забастовок за последние годы). Растут как грибы новые леворадикальные группы и движения.

Примером того, как может развиваться революция, служит "Тахрирская Коммуна", как ее назвал египетский анархист из группы Черный Флаг. Со своей стороны журналисты Аль-Джазиры, очень далекие от леворадикальных идей, сообщают о возникновении на площади "мини-утопии". Народ не уходит с площади, она покрылась палатками. По виду участников очевидно, что, в большинстве своем, это очень бедные плохо одетые люди. Буквально из ничего они создают час за часом новую контр-культуру и механизмы контр-власти. Постоянно происходят митинги и политические дискуссии. Создан госпиталь для раненных, где работают врачи-добровольцев. Родственники и все, сочувствующие движению, ежедневно приносят туда воду и еду - все бесплатно, разумеется. Демонстранты стали издавать собственную газету с помощью нескольких профессиональных журналистов; она называется "Площадь Тахрир" (Площадь Свободы). Упешно отразив, неделю назад, нападения нанятых правительством Мубарака бандитов и переодетых полицейских, участники движения окружили площадь баррикадами и создали свою армию, вооруженную подручными средствами. На площади царит мир между мусульманами и христианами: во время намаза христиане несут охрану молящихся. Женщины и мужчины митингуют вместе. 

Все это пока только первые шаги к самоуправлению и равенству. Конечно же, протестующие еще далеки от идеи бесклассового общества, представляющего собой федерацию самоуправляемых производственных и территориальных коллективов . И все же...  Весь Египет наблюдает за событиями на площади Свободы. Именно она может и должна стать прообразом новой революционной волны - пролетарской, классовой, анархистской по духу и целям. Тахрирская Коммуна - прообраз организации будущего общества.  Мы не наивны, мы знаем: новая антиавторитарная социалистическая революция далека. Но начало положено. Чтобы не случилось дальше, какие бы страдания не пришлось вынести в будущем народным низам Египта, они никогда не забудут Тахрир.

Творческая эволюция всегда имеет два измерения: вглубь и вширь. Первое измерение связано с реорганизацией общества в новых условиях. Второе - с расширением изменений.  Уже много говорилось о расширяющихся протестах в арабском мире, о панарабской революции, о новых бунтах в Тунисе, Алжире, Йемене, Иордании... Но возможно, вчера события вышли за рамки арабского мира. Мы не знаем, в какой мере связана с ними всеобщая стачка в 150 миллионной Бангладеш. Но вряд ли не связана. Ведь за событиями на площади Тахрир наблюдают все, а не только арабы.
 
 
 
Дополнительные материалы
 
Интервью с египетским анархистом на площади Тахрир
 
 
Интервью с египетским революционным социалистом
 
 
Интервью с сирийским анархистом
 
 
Интервью с иорданским анархистом о событиях в Иордании
 
 
Панарабская Революция и Рабочие Советы