«…не помнили руки Его дня, когда Он избавил их от
угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле
Цоан...
»
Исход 7:8-12:31, Псалом 77:41-51

"Да, Альгис Иваныч... Попали мы с тобой, как хрен в рукомойник..."
Аркадий Назаренко, корреспондент ТВ "Звезда"


***
Большую камеру изъяли сразу по прилёте в Каир. У нас и у какой-то иностранной группы. Выдали некую бумажку и сказали, что сможем забрать оборудование в день обратного вылета. Ну, изъяли и изъяли... Остался я с "малышей" HD, к которой не коммутировался ни один наш микрофон. На неё и снимали все дни. Бедолаге Аркадию приходилось изрядно напрягать связки, чтобы звук получался поприличнее.

***
Ещё в Москве, в Домодедово, купили две футболки с крупными надписями "Russia" на груди. Пока работали на площади Аль-Тахрир, они нас здорово выручали. Мубарак - фигура прозападная и манифестанты видя, что мы из России, относились к нам более, чем дружелюбно - угощали лепёшками, водой, охотно шли на контакт, жали руки... И ни одного агрессивного выпада в нашу сторону мы не увидели.

***
В день, когда всё случилось, мы приехали с площади... Аркаша пошёл писать текст, а я расположился на террасе 8-го этажа отеля, развернул спутниковый терминал и начал было гнать видео в Москву. Успел отправить два файла, когда подошёл гостиничный секьюрити и сказал, что с с егодняшнего дня это запрещено. Я свернул мою "лавочку", отзвонился по этому поводу на "базу"... "База" сказала, что начатое нужно закончить по любому и как угодно. 
Сложили комп, "Инмарсат" и камеру в мой рюкзак... Пошли за территорию отеля искать место, где дома не заслоняли небо со спутником. Какие-то местные "чоткие пацанчики" с бейсбольными битами поначалу, вроде, не противились, но только поначалу... Когда увидели антенну - замахали руками и нам пришлось ловить такси и ехать сквозь уже наступивший комендантский час в сторону каирского телецентра. Уехали мы не далеко...

***
На третьем блок-посту нас завернули обратно к отелю, а на следующем - остановили и началось!..
Забрали паспорта и повели в здание то ли полицейского участка, то ли временной военной комендатуры... Вели гражданские, не владевшие английским. Или делавшие вид, что не владеют.
Привели, забрали рюкзак с оборудованием и телефон. Посадили в комнате. Вокруг суетились какие-то довольно дерзкие "ребятишки" лет по 20... Хлопали нас по плечам, трепали по волосам, ухмылялись и вообще смахивали на пидоров. Один из них сказал, спустя примерно час: "Вас проверяют. Если поверят - отпустят. Если нет - извините..." 
Видимо, не поверили...

***
"Парни, всё ОК!" - один из гомообразных "мальчуганов" выставил вверх большой палец и поманил нас к выходу из комнаты. А в коридоре ждал человек неимоверных размеров. И первое, что он нам сказал: "Сидеть! На колени! По сторонам не смотреть!"
Стянули пластиковыми хомутами руки за спинами, завязали глаза, запретили разговаривать друг с другом... Потом отвели в машину - похоже, в армейский джип - заставили опустить головы между колен и повезли.

***
Ребята... Это самое неважное ощущение в жизни... Когда тебя со связанными руками, завязанными глазами и в позе "Зю" везут в неизвестность, а вокруг звучит арабская речь и доносятся вопли муэдзинов, призывающих правоверных к вечерней молитве! Не проверяйте. Поверьте на слово.

***
Везли минут 40-50... Вспомнил "Отче Наш"... Потом ухватился за мысль, что, раз завязали глаза - значит не хотят, чтобы мы запомнили дорогу. И убивать, стало быть, пока не будут. 
Приехали. Высадили нас из транспорта, снова нагнули и повели. 
В какой-то комнате повынимали всё из карманов, заменили хомуты на наручники, поставили мордами к стенке. Начали спрашивать имена, национальность и место работы. Когда всё выяснили - снова повели. Несколько раз снова ставили к стене. Минут на 30-40. Потом - ставили на колени (тут опять было страшно - ждал ствола в затылок и завершения жизни). Наконец развели по кабинетам и начали допрашивать.

***
" Имя? Фамилия? Место работы? Образование? Вероисповедание? Зачем вы приехали в Египет?"  Мой "следопыт", видимо, очень гордился своей работой и говорил со мной с какими-то театральными интонациями... 

- Я знаю, что ты работаешь на ФСБ! Скажи, что это так и я тебя отпущу!
- Нет, сэр! Я журналист телеканала "Звезда", Москва, Россия...
- Врёшь! Врёшь! Врёшь!!!
- Сэр, я говорю вам правду...
- Ты знаешь, где ты находишься?
- Может быть это военная полиция... Или обычная полиция...
- Нет, мой дорогой! Это гораздо хуже!
- Тогда, это какая-то спецслужба?
- Как ты догадался??? Ты всё-таки из ФСБ!
- Нет, сэр! Если не военная и не обычная полиция - значит спецслужба...
- У вас было разрешение нашего правительства на съёмки?
- Нет, сэр...
- Как вам удалось провезти сюда спутниковое оборудование?
- Спросите об этом у ваших таможенников, сэр...
- Почему на фотографиях в твоём телефоне ты в военной форме? Ты из военной разведки!
- Сэр, я не из военной разведки. Мне очень часто приходится снимать военные учения, а форма - самая практичная       одежда   для таких съёмок...
- Она практичная для военных!!! Почему ты её носил???
- Сэр, в России гражданским лицам не запрещено носить одежду, стилизованную под армейский камуфляж.

И дальше бред в таком же духе на протяжении часа или чуть больше...

***
Следующий человек задавал абсолютно те же вопросы...

***
И следующий - тоже...

***
Часа в 4 утра нас наконец свели с Аркадием в одной комнате, сняли повязки с глаз и наручники. Аркадий сказал, что ему пообещали отпустить нас в 9 утра.

***
9 утра, 10, 11, 12, 13... О нас как будто забыли! Заглядывали иногда в комнату и велели не вставать со стульев. Один раз принесли отвратной воды, как будто набранной прямо из Нила. На вопрос о еде сказали, что в стране и без нас проблемы с продовольствием...

***
Около 16-ти часов принесли вещи. Мы расписались в каих-то бумажках... 
Опять завязали глаза и повезли.

***
Высадили нас на окраине Каира, милостиво разрешив добираться до отеля на такси.
Вот, собственно и всё.