На Русский Марш в Москве – шествие, которым националисты уже традиционно отмечают официальный общероссийский праздник День народного единства – по оценке экспертов ГУВД вышло около 15 000 человек.
Марш состоялся в Люблино – окраинном спальном районе Москвы, получившему печальную известность после того, как там радениями бывшего мэра Москвы Лужкова был организован оптовый рынок, наводнивший окрестности толпами разнообразных мигрантов. Опытным путём было доказано, что разжечь межнациональный конфликт не просто, а очень просто – для этого достаточно завести в район каких-то 15 тысяч китайцев. Результат себя не замедлил ждать: многочисленные выступления жителей, множество митингов и акций протестов, балансирующих на грани угроз блокирования движения на дорогах, массовая запись в Движение против нелегальной иммиграции – всё предсказуемо и закономерно.
В Люблино Русский Марш проходит уже второй год подряд. На этот раз с погодой участником явно не повезло – весь день небо было затянуто тучами, из которых, не переставая, лил дождь. Но несмотря и на непогоду, и на явную удаленность от центра Москвы – а Люблино это «спальный район» на окраине Москвы - этот марш стал безусловно самым массовым шествием русских националистов в современной истории России.
В этом году русские националисты похоже смогли преодолеть разобщенность и выступить единым фронтом. Костяк колонны составили активисты ДПНИ, «Русского Образа» и «Славянской Силы» (движения, заполнившего собой вакуум, образовавшийся после судебного запрета «Славянского Союза»). Около тысячи более-менее организованных участников составили местные жители, представитель которых Алексей Мазур выступил на митинге по злободневной теме диких мигрантов с «Люблизона». Традиционно приняли участие в марше команды футбольных фанатов.
Официальными лозунгами Марша в этом году стали: «Свободная Россия – русская власть», «Будущее принадлежит нам!», «Русские, объединяйтесь!», «Мы освободим Россию».
Русский Марш в этом году кроме Москвы традиционно прошёл в десятках других городах России: в том числе в Питере, Нижнем Новгороде, Волгограде, Кирове, Новосибирске, Красноярске, Туле, Иванове, Барнауле…
Проведению марша предшествовала напряженная работа организаторов по согласованию мероприятия с городскими властями. Самое большое опасение у правоохранительных органов вызывала возможность демонстрации пресловутой свастики. Надо отметить, что этот древний солярный знак стал просто навязчивой идеей-фикс, фетишем, вызывающим групповое помрачение сознания с обеих сторон баррикад: и если одни с маниакальным упорством стремятся его запретить, то другие с не менее бараньим упрямством желают его показать «назло бабушке». Словом, сладкая парочка садо-мазо нашла друг друга, составив устойчивую пару. Однако в этом году наконец-то, кажется, было достигнуто взаимопонимание о том, что никакой свастики организаторам на марше самим не надо - а если вдруг таковая контрабандно просочится на марш, то милиция просто должна выполнить свою работу и быстро удалить свастиколюбивых товарищей из рядов шествия. Что, собственно говоря, и было реализовано.
Записные критики брюзжат – ну всё им не так. И молодёжи слишком много, и пенсионеры попадаются. И де нарочито много православной символики. И при этом в колонне идут отнюдь нехристианские родноверы. И маски на лицах встречаются – и сами лица критикам отнюдь не симпатичны. Ну, что тут ответить? – национализм по своей природе в принципе отражает лицо своего народа. И народ в массе у нас именно такой. Как говаривал Иосиф Виссарионович Джугашвили: «Других писателей у меня для вас нет…»
Участники шествия в своей массе не блещут манерами аристократов? Так на протяжении всего 20 века русскую элиту планомерно пускали под нож. Слава Богу, что в рядах националистов отсутствует лакейство, столь свойственное сервильный лоялистам. Это свидетельствует, что народ скорее жив, чем мёртв – и значит для России всё ещё отнюдь не потеряно. Бесконечное брюзжание, не смеющее выйти за порог «московской кухни», вечное анемичное безволие было бы куда печальнее.
Говорите, что в рядах марша слишком много молодёжи? Ну, так значит лозунг «Будущее принадлежит нам!» - отнюдь не пустой звук. Похоже, что битву за сердца будущего поколения националисты убедительно выигрывают. Темы, поднятые русскими националистами, волей-неволей становятся краеугольным камнем и публичной политики и на улице, и в интеллектуальной дискуссии. Собственно говоря, именно от отношения к русскому национальному вопросу в России начинается ныне выстраивание любой внятной публичной политической платформы. Похоже, что скоро любые споры: о формах ли государственного устройства России, демократии и самоуправлении, региональной и бюджетной политики, соотношении рынка и планирования и тд. и тп. – будут вестись ВНУТРИ национального дискурса, но отнюдь не ВНЕ его. Иное просто оказывается вне массового общественного процесса. Национализм становится тем общеобязательным минимумом порядочности и ответственности, который общество начинает требовать с любой политической силы, претендующей на поддержку масс.
Недаром прокремлёвские организации типа нашистов вот уже второй год пытаются суетливо «прихватизировать» бренд Русского Марша. Правда результат их активности описывается знаменитым афоризмом покойного Черномырдина: «Хотели как лучше – а получилось как всегда…» Усилия нашистов приводят к росту узнаваемости бренда, его легализации в массовом сознании – но никак не к выхолащиванию сути. Русский Марш устойчиво ассоциируется именно с русским национализмом – и отнюдь не со странной идеей сурковских идеологов о том, что де Тина Канделаки является выразителем русского духа. Ещё забавней потуги другого издания «кремлёвской молодёжки» - Молодой Гвардии Единой России. Эти сурки вообще призвали своих сторонников сплотиться в поисках «общероссийской идеи» вокруг любителей субкультур «попинга и й0-йо», прости Господи…
Секрет же общероссийской идеи прост и всем известен, как секрет Полишинеля, но никак не хочет признаваться Кремлём: и условного образцового общероссиянина Рамзана Кадырова есть интерес в русской России – он ею кормится. А вот у русской России никакой потребности в Рамзане Кадырове нет – скорее наоборот.
Кстати, факт отмечаемый множеством наблюдателей – в этом году на Русском марше было как никогда много женских привлекательных лиц. И это важный симптом. Если ещё несколько лет тому назад русский национализм был исключительно мрачным делом суровых мужиков, то сейчас к этим мужчинам потянулись женщины. Как говорил известный киноперсонаж: «Бабу не обманешь – она сердцем чувствует». Молодые красивые женщины, как известно, тянуться к интересным успешным мужчинам. К мужчинам, которым небезразлична судьба их земли, их народа, их детей – к мужчинам, которые, хочется верить, готовы и на большее, чем раз в год выйти на площадь в ненастную погоду.
Владимир Тор