Фонд имени Фридриха Эберта близок к Социал-демократической партии Германии. Исследование о правоэкстремистской ориентации в Германии по заказу фонда проводили сотрудники кафедры медицинской психологии и медицинской социологии Лейпцигского университета.
"Что такое ислам, не знаю, но боюсь"
Такие исследования группа ученых Лейпцигского университета во главе с профессором Эльмаром Брелером (Elmar Brähler) проводит каждые два года, начиная с 2002 года. В этом году авторы приходят к выводу: Германия качнулась вправо. Особенно заметно это выражается в отношении к мигрантам. 24,7 процента немцев исследователи квалифицируют как ксенофобов. Два года назад в эту категорию попали 22 процента. Особенно резко негативное отношение выражено к мигрантам из мусульманских стран.
Фанатики-иссламисты пугают немецкого обывателяBildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Фанатики-иссламисты пугают немецкого обывателя34,3 процента опрошенных считают, что иностранцы приезжают в Германию только затем, чтобы получать социальные пособия. Примерно столько же уверены, что стране грозит утрата национальной идентичности в результате наплыва иностранцев. 55,4 процента опрошенных с пониманием относятся к тому, что "некоторые люди плохо относятся к арабам". А 58,4 процента даже выступают за то, чтобы ограничить мусульман в возможностях отправления их религиозных обрядов.
Причем эти предубеждения распространены среди всех групп населения, правда, зависимость от возраста, политических взглядов и, главное, образования все-таки просматривается. Но авторы предостерегают: не надо на всех критиков ислама навешивать ярлык "правого экстремиста".
Быть правым экстремистом стыдно. Или нет?
К лицам со "сложившимися правоэкстремистскими убеждениями" авторы исследования относят 8,2 процента населения страны. Два года назад их доля была меньше - 7,6 процента. Из чего складываются эти цифры? Например, 13,2 процента опрошенных готовы подписаться под утверждением: "Нам нужен фюрер, который на общее благо правил бы Германией сильной рукой". А 23,6 процента считают, что "Германии сейчас необходима единственная сильная партия, которая бы отражала интересы всей "народной общности".
Дело в терминологии. "Фюрер", как и "народная общность" (по-немецки Volksgemeinschaft), - термины из словарного запаса идеологов национал-социализма. Исследователи полагают, что это должно быть известно любому и каждому и расхождений в интерпретации не допускают. Учтены и ксенофобские и антисемитские убеждения. Из них и складываются "сложившиеся правоэкстремистские убеждения".
Социология начинается с интерпретации
Но вот Федеральное ведомство по охране Конституции, одна из основных задач которого - борьба с правым экстремизмом, насчитывает в Германии всего-навсего 26600 правоэкстремистов. Причем, по данным ведомства, число это сокращается. В исследовании лейпцигских социологов их - около 8 процентов, то есть несколько миллионов, у ведомства по охране Конституции и 30 тысяч не набирается. Причем ведомство ни в коей мере не заинтересовано занижать степень угрозы, ведь от нее зависит его финансирование.
Может быть, ответ дают сами социологи. В сопутствующем 180-страничному исследованию словарике социологических терминов читаем: "Пункт - это элемент опросного листа, который должен побудить опрашиваемого выразить свое мнение. В терминах экспериментальной психологии это раздражитель, призванный спровоцировать реакцию. В нашем случае это, например, утверждения в опросном листе на тему правого экстремизма".
Ведомство по охране Конституции подсчитывало правых экстремистов, которые проявили себя на деле, будь то членство в неонацистских организациях или участие в демонстрациях крайне правых. Социологи пытались замерить зачастую подспудные, скрытые убеждения, говоря их же словами, "с помощью раздражителей спровоцировать реакцию".
Как, например, расценить утверждение: "В национал-социализме были и свои хорошие стороны"? Под ним подписались 10,2 процента опрошенных. Но никто из серьезных историков и не берется отрицать, что первые годы правления национал-социалистов были годами экономического бума в Германии. После беспримерной инфляции и безработицы многие немцы тогда впервые наелись досыта. В этом отношении Адольф Гитлер был более "эффективным менеджером", чем Иосиф Сталин. Тем ужаснее, что все эти достижения были направлены на одну безумную цель - Холокост и установление мирового господства.
Причин для паники нет, но страх присутствует
Подобные исследования по той же методике и с тем же опросным листом проводятся с 2002 года. Тогда все показатели были значительно тревожнее. Некоторое ухудшение по сравнению с 2008 годом авторы исследования объясняют страхом перед глобализацией, финансовым и экономическим кризисом.
И вот, пожалуй, самый интересный результат: 93 процента опрошенных, то есть даже часть тех, кого исследователи записали в "правые экстремисты" и "ксенофобы", считают демократию самой приемлемой формой правления. Но 46 процентов недовольны ее нынешним конкретным воплощением. И это - звонкая пощечина политическому классу в Германии.
Автор: Александр Варкентин
Редактор: Андрей Кобяков