В русскоязычном интернете идёт настоящая битва мнений по поводу поездки видных деятелей Русского движения в Чечню. На Александра Белова, Дмитрия Дёмушкина и Владимира Максимова Портоса обрушился камнепад самых ужасных обвинений.  Забыто всё – и победа в Кондопоге, и дело Иванниковой, и Русские марши, и тюремные заключения, и многолетняя работа на благо русского народа. Анафема чеченолюбам!

Сами виновники шумихи, похоже, немного опешили от такого наплыва негодования из-за спины. В самом деле: кто мог ожидать, что простой визит по приглашению официальных (!) властей вызовет столь резкое отторжение. Обе стороны спора впали в раж – и не слышат друг друга. В сложившейся ситуации трудно понять смысл и значение данной поездки. Но давайте попробуем разобраться спокойно, зачем был нужен этот визит, что он даёт в перспективе и что собой знаменует.

1. В обход Кремля
Долгое время русский народ, как и другие народы России, доверяли решение возникающих межнациональных проблем исключительно государству. В нас полтора века вбивали установку: если что-то случилось – обращайся в полицейский участок, пиши генерал-губернатору или проси защиты у Государя. Чуть что случилось – русские звонят в милицию-полицию, ждут помощи от власти. Так же или почти так же поступают и россияне других национальностей, за редкими исключениями, о которых все мы знаем. То есть народы России практически полностью исключили возможность прямого общения между собой в проблемных вопросах.

Это похоже на правило, которое внушают воспитанникам детского сада: «Сам не дерись, а если кто-то плохо себя ведёт, пожалуйся воспитательнице». И по нескольку раз на дню детки затягивают длинную унылую песню ябеды: «Галиина Гигорьевна-а, а скажииите Васе (Вове, Диме, Рамзану)!». Такую же песню привычно заводим и мы, даже тогда, когда как бы восстаём и бунтуем. Чего, по сути, требовали пришедшие на Манежную площадь в декабре 2010? Они требовали наказать своих обидчиков. То есть жаловались воспитательнице на плохое поведение одногруппника. Что-то типа коллективного «А скажите Рамзану!».

Однако в последнее время (около двух десятков лет) у нашей воспитательницы явно появились любимчики, и это явно не русские. В подавляющем большинстве случаев государственные структуры при возникновении межнациональных конфликтов встают на сторону нерусских, даже не пытаясь разобраться, что произошло на самом деле. (Кто-то наверняка скажет, что власть в России никогда не страдала любовью к русским. Не станем спорить, но речь сейчас о другом). Нас категорически не устраивает то, как власть разруливает наши отношения с другими народами. Не устраивает... но мы продолжаем жаловаться ей. Абсурд.

У энергичных и свободолюбивых людей давно возникло желание разорвать этот порочный круг, отказаться от посредничества власти и самим напрямую решать вопросы с другими народами. В самом деле – ну зачем обращаться к неправедному судье? Уж лучше поговорить с самим обидчиком – так хотя бы достойнее.

Первым на моей памяти такую попытку предпринял Александр Севастьянов, когда совместно с «Азерросом» объявил о создании некоего координационного совета по межнациональным вопросам. Сколько же грязи было вылито на него тогда! Буря была не меньше, чем сейчас. Поучаствовало в ней и ДПНИ. Не могу не отметить, что теперь этот негатив вернулся к ним бумерангом. Но это к слову. Идея координационного совета по межнациональным вопросам, к сожалению, развития не получила. А после необдуманных заявлений главы «Азерроса» по поводу событий на Манежной, видимо, умерла окончательно.

И вот теперь инициативу подхватили Дёмушкин и Белов. Главная выгода их поездки в Чечню именно в том и состоит, что теперь в обход московской власти мы можем обсуждать возникающие противоречия с чеченцами напрямую. Порочный круг разорван: мы отказались от посредничества Кремля и реализовали это на практике. Реализовали руками (а точнее, ногами) Дёмушкина, Белова и Максимова-Портоса.

2. Новый статус
Данное событие не стоит недооценивать. По сути, проложив первый мостик на противоположную сторону в обход действующей московской власти, националисты получили наконец-то статус официальной политической силы в стране. Пригласив националистов к себе, чеченская сторона официально признала нас в качестве политического игрока.

Почему именно чеченская сторона? Ну, потому, что ей сейчас всё можно. Ни один русский губернатор, например, не в состоянии сделать такой шаг – его немедленно обвинят в «фашизме» и снимут с поста. А Рамзану можно. Так же могли бы пригласить: Кирсан Илюмжинов, Аман Тулеев и другие нерусские руководители – их не заподозришь в «русском фашизме», им можно. Однако теперь и русские губернаторы, глядя на действия чеченцев, станут по-другому смотреть на Русское движение. Прецедент создан.

3. Потёмкинские аулы
Многих соратников смутили хвалебные речи Дёмушкина-Белова в адрес чеченской администрации. Надо понимать, что в политике и дипломатии неизбежны взаимные реверансы. Официальные власти Чечни снизошли до общения с неофициальной политической силой, чем фактически признали её. Естественно, что в ответ на это надо хотя бы улыбнуться. Не станешь же с каменной миной выступать на празднике в твою честь.

Тем более, что все похвалы чеченскому руководству касались исключительно его внутренних успехов. Дёмушкин и Белов никак не хвалили обращение чеченцев с русскими. Но по поводу порядка в Чечне высказались положительно. Это, на мой взгляд, вполне оправдано. Да и трудно, наверное, не испытать восторг, насмотревшись на потёмкинские аулы. Там ведь и в самом деле хорошо. Ну а тот факт, что всё это великолепие отстроено на русские деньги, пока обойдён молчанием – ситуация не та. Политес. Придёт время – скажем и об этом, но сейчас не время.

4. Мы не готовы
Итак, Русское движение выведено на новый уровень. Наше маленькое государство наконец-то получило первое признание. Нам бы развивать такой успех изо всех сил. Но... мы оказались к этому совершенно не готовы.

Политика предполагает взаимные уступки. По крайней мере, статусные и информационные. В политике авторитет – то есть, воздух, пустые слова, чьи-то мнения – обменивают на реальные выгоды. Причём обменивают взаимовыгодно. То, что для одной стороны – пустые слова, для другой – практическая польза и наоборот. Вот так и Дёмушкин с Беловым обменяли хвалебные слова в адрес Кадырова на выгоду, которую все мы теперь будем получать. Нам бы скинуться – да выдать им премию за хорошую работу, а мы их – молотком по голове. Азия!

5. А кого должны позвать?
Совершенно уморительно выглядят претензии отдельных мнительных соратников на тему того, что Дёмушкин, Белов и Портос не имеют права представлять лично их. Видите ли, политика не спрашивает – считаете персонально вы такого-то человека своим лидером или нет. Политика смотрит объективно: если у человека есть организация, значит он – лидер. Если его организация одна из наиболее крупных и дееспособных в Движении, значит, он – один из лидеров Движения. Вот и всё.

А кого ещё должны были пригласить чеченцы, если не Белова-Дёмушкина? Решительного блоггера Васю? Или ветерана националистической тусовки Серёжу? Извините, у кого есть организация, кто смог институциализировать свою борьбу, того и пригласили. Пригласили тех, о ком слышали. Лично каждого блоггера опросить на предмет их предпочтений даже у чеченцев нет возможности.

Кроме лидеров ДПНИ и СС, на мой взгляд, можно было пригласить главу РОНС Игоря Артёмова, ну, может ещё пару известных националистов, за которыми есть люди. Как известно, приглашение получала и пресс-секретарь РОД Алла Горбунова. А больше – всё. Для внешних наблюдателей персон, олицетворяющих русский национализм, и при этом имеющих организационную поддержку, больше нет.

К слову, лично мне всё равно, кто именно туда поехал. Это – детали. А значение имеет только сам факт.

6. Если бы они не поехали
А теперь давайте представим, что было бы, если бы они не поехали? Ведь решение о поездке во враждебный край было явно не простым – и парни вполне могли отказаться. Тем более, что, по словам Дёмушкина, их фактически взяли на слабо, то есть в приглашении имел место момент вызова. И они этот вызов приняли, не испугались. А вот если бы не приняли, то чеченам это дало бы повод обвинить всех националистов в трусости. Вот уж где был бы полный провал и ущерб репутации! Кавказцы всех мастей и возрастов при любом удобном случае тыкали бы нам в нос этим фактом: вот, мол, вы, националисты, только болтать можете, а реально кавказцев боитесь, и даже в гости к официальным властям съездить не решаетесь. И были бы по-своему правы. Так что, Дёмушкин, Белов и Портос можно сказать свершили маленький подвиг. Не посрамили ни нас, ни себя.

К этому хочу ещё добавить, что я, лично я, туда не поехал бы. Честно говорю. Риск был достаточно велик, чтобы я отказался. Так что, тех, кто рискнул, уважаю уже хотя бы за это.

7. Эти злые теоретики
Обычно во всяческих гневных нападках и строгих осуждениях бывают замечены люди, которые в реальной жизни никакой серьёзной работы вести не способны. Дело в том, что даже минимальная деятельность по организации процесса (любого) приводит человека к ряду открытий и прозрений, общей темой которых является: «Я и не знал, что это так трудно!» («О, знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют!» - Пастернак).

Если человек в своей жизни смог организовать хотя бы коллективный двухдневный выезд друзей на рыбалку в труднодоступные места, он уже никогда не будет пренебрежительно относиться к результатам организационной деятельности других людей. Он начинает ценить работу тех, кто может создавать дееспособные организации и вести организованную борьбу. Он по себе знает, насколько это тяжело, каких нервов требует, и какой тонкой и хитрой должна быть работа, чтобы в итоге всё получилось. Естественно, такой человек многое прощает тем, кто организует процесс за него и для него.

А вот болтуны, вся борьба которых – это посты в ЖЖ, судят строже некуда. В жизни они работают офисным планктоном, то есть исполняют чужие приказы, в борьбе они – планктон интернетный. Не имея реальной практики, они судят исходя из своих умозрительных установок, столь же твёрдых, сколь и ошибочных. Теория и практика часто противоположны друг другу, но это можно познать только на практике.

И именно поэтому меня так удивила негативная реакция некоторых людей, кого я знаю как неплохих организаторов. Расскажу только об одном. Это создатель и редактор портала АРИ.ру Владислав Карабанов. Хоть у него и нет организации, но, всё же, создание и развитие популярного ресурса тоже требует немалых организационных усилий и многоплановой практической работы, которая развивает ум.

Более того, в своих высказываниях он всегда подчёркивает, что мы, русские националисты, должны отбросить навязанные нам клише – и договариваться со всеми сторонами политического процесса, включая и кавказцев. Даже в созданном его рабочей группой аудиофильме «Бояр», который я всем рекомендую купить и прослушать, показан образ будущей Руси, где чеченцы прекрасно живут и выполняют некоторые специфические функции. Что же так разозлило г-на Карабанова в связи с поездкой Белова-Дёмушкина, что он однозначно назвал их провокаторами?

Может быть то, что их пригласили официальные власти Чечни, а не те гордые повстанцы, которых уважает Карабанов? Но, во-первых, повстанцы не могут официально приглашать, поскольку они сами не официальны. А во-вторых, нельзя исключать, что в недрах официальных властей Чечни зреют силы, сходные с теми самыми повстанческими (они даже могут через официальную администрацию проводить свою политику). Не стоит забывать, что и Джохар Дудаев когда-то был официальной властью в ЧИР... Так что, этот возможный аргумент отпадает. Других серьёзных поводов для столь серьёзного обвинения («провокаторы») я не вижу.

Дёмушкина Карабанов обвинил в провокаторстве за то, что он в прошлом ходил на митинги, демонстрируя свастику... Тут хочу немного отвлечься и рассказать вот о чём. Не так давно Карабанов брал интервью у Александра Белова: http://ari.ru/newsline/87. Если Белов провокатор, то Карабанов, выходит, способствовал его провокаторской деятельности и распространял провокацию через СМИ. Логично?

А, кроме Белова, Карабанов интервьюировал небезызвестного «Тесака», Максима Марцынкевича: http://ari.ru/newsline/115/. И вот Тесак-то, уж конечно, ни разу не провокатор, а кристальной души человек! И он ни разу не ходил никуда со свастикой!.. Что вы говорите? Ходил? Ну, так ему же можно – он же не провокатор, как Дёмушкин или Белов!.. Короче, непоследовательность и странность в заявлениях Карабанова по поводу обсуждаемого нами события сквозит отовсюду.

Полагаю, все наезды на Белова-Дёмушкина связаны не с какими-то реальными причинами, а с давним накопившимся недовольством и недоверием, которое ждало только повода. Корни же этого недовольства могут быть самые разные – от несовпадения идейных позиций, от зависти и злобы конкурентов, до агентурной деструктивной работы, которую тоже нельзя исключать.

А вот другие люди дела (фамилий не называю по понятным причинам), создавшие свой бизнес или занимающие некоторые посты, знающие цену и тонкой практической работе, и мужеству, полностью поддержали эту поездку и даже выразили некоторое восхищение. Цитирую по памяти:

«Вот если так посмотреть: ведь это же страшно – поехать в стан врага. Какая там охрана! Там самих ихних ментов мочат чуть не каждый день, а тут охрана для русских! Реальный риск. Потом, не обязательно же было их убивать, могла случиться тяжёлая автокатастрофа на одной из горных дорог. Или они могли случайно запутаться в рыболовных сетях, купаясь в озере... Но люди поехали, не побоялись».

«Это политика. Наш народ не понимает, что это такое. Дипломатию ведь не жиды придумали, она существует тысячелетия. Иногда, чтобы чего-то добиться, нужно сделать манёвр. Особенно хорошо, если это неожиданный манёвр, который никто не просчитывал. Кто мог предположить, что националисты пойдут на переговоры с чеченцами, или наоборот!..».

«Правильно сделали! Обменялись контактами. Теперь хотя бы возможность есть прямо поговорить с чехами. Это всегда полезно».

8. Давайте!
Друзья и соратники! Давайте смотреть внимательно и думать хорошо! Давайте помнить прошлые заслуги и не сливать людей, добивавшихся ранее успеха в нашем деле, при первой же возможности! Иначе все наши действия бессмысленны! Ведь если достижения ничего не стоят, то и смысла в них нет. Давайте доверять людям, находящимся с нами по одну сторону баррикад! Доверять, по крайней мере, до тех пор, пока они делают всё правильно. Меритократия – покурите это слово! Это очень полезное для всех нас слово.

Довесок
Я намеренно сосредоточился на положительных  моментах поездки. Есть, конечно, и отрицательные. Но во-первых, негатива и так выпущено предостаточно, а во-вторых, на мой взгляд, все негативные моменты относятся к деталям (не так говорил о Кадырове, не так делал ещё что-то), а положительный эффект - к самой сути поездки.