За что мы любим и ценим Константина Васильева?

 

За то, что он воссоздал в своем творчестве исконный мир наших предков: прекрасную, славную, богатырскую Русь. С помощью художественных образов он гениально выразил архетип Русского человека, его идеал в прошлом, настоящем и будущем.

 

Этот истинный Русич, Белый воин и Господин, обитает не в безвоздушном пространстве, не на Небе, а на нашей Родной земле, той, где мы живем сейчас и той, где некогда жили наши прадеды. Его окружает величественная природа лесов и полей, меняющая свои царские одежды весной, летом, осенью и зимой. На этих просторах, раскинувшихся от Балтийского  моря до Дальнего Востока, есть, где развернуться богатырю-первопроходцу, есть, где потрудиться и погулять.

 

Любовь, с которой художник рисует природу, пробудилась у него с раннего детства. Образно говоря, он впитал ее с молоком матери, а научным языком, перенял через гены, через кровь и домашнюю среду. Ведь, чтобы любить «большое», надо сначала научиться любить «малое». Большое и малое мы здесь берем в кавычки, так как родители, семья, дом, близкие  – это самое большое, что у нас есть, самое дорогое и священное.

 

У Константина Васильева все это стоит на должном, первом месте. Здесь не только портреты отца, матери, сестры, друзей, но также изображения домашних зверей – кошки и собаки. В первых эскизах художника, по стилю ученических, чувствуется, прежде всего, внутренняя гармония, уют и покой. Эта та «малая» Родина, за которую люди готовы отдать все, за которую стояли насмерть русские солдаты.

 

И вот, что важно. По мере творческого роста герой художника не отчуждается от родного мира, он лишь ищет более сложные задачи, видит большую глубину. Так рождается галерея былинных героев: от Святогора,  завещающего меч младшему витязю, до веселого купца Садко.

 

Высоко-высоко поднимает художник образ верной жены, матери, любимой женщины. Они не только прекрасны собой, подобны античным богиням; они носители национального генотипа, который сочетает совершенное тело и прекрасную душу. Русские героини Васильева находятся на несколько уровней выше тех внешне эффектных, но внутренне убогих «моделей», что искушают наших современников с обложек глянцевых журналов, экранов ТВ и кино. Женские образы художника взяты из родного мира; они украшают  реальную и идеальную жизнь, придавая ей священный смысл, а когда надо –  провожают своих защитников-мужей на фронт и ждут темными ночами у замерзшего окна.

 

В период зрелости, после мучительных поисков, многочисленных проб и ошибок,  у художника выработался свой стиль, заметно отличающий его от других мастеров эпохи. Это – холодный, стальной, морозящий дух Севера, русский нордизм.  Величественная природа Руси, исконной Гипербореи: эта лесная готика, с чистыми реками и тихими озерами, эти грозные, огненные облака и заснеженные дали, породили строгую, сдержанную, а вместе с тем – мощную, гамму чувств Константина Великоросса, как он сам себя называл.

 

Такой мир стоит героических усилий! Его хочется любить, им можно восхищаться и гордиться. За него не страшно постоять в бою. И в этом Константин Васильев сам подает нам пример. В своем лучшем автопортрете, он изображает себя Белым воином-защитником на фоне бога войны Марса (Ареса) и пурпурной мантии, символизирующей Победу.

 

 

 

2.

 

При жизни художника его творчество было предметом восхищения для одних людей и поводом для критики – со стороны других.

 

Родственные души, находившие в образах Константина Васильева свое сокровенное «Я», переживали его сюжеты как Мистерии. На фоне господствовавших тогда идеологий: марксизма-ленинизма, интернационализма, розово-голубого либерализма, искусство Васильева выглядело дерзким вызовом. В качестве альтернативы перечисленным идеологиям со многими оговорками допускалось национально подкрашенное христианство. А героическая атака в духе богатырского эпоса вызывала ассоциации с фашизмом, нацизмом, эстетикой и монументальной пропагандой Третьего Рейха.

 

Константин Васильев попал в «черный список» тех, чья задача состояла в борьбе с «русским фашизмом». Через страницы желтой прессы полился грязный поток лжи и клеветы на художника: он, мол, и не очень талантлив, и не достаточно профессионален, и не может конкурировать с мировыми мастерами.

 

Однако, нашлись и те, кто по достоинству оценил его талант и защитил поэта русских богатырей. Родные художника, его близкие друзья и единомышленники, вопреки всем преградам и запретам, помогали Константину Васильеву организовывать выставки, которые собирали сотни, тысячи людей. Каждая из них становилась событием! Каждая заряжала зрителей мощной энергией созидания, духом свободы и воли к Победе.

 

Так продолжалось до тех пор, пока жизнь художника вдруг не оборвалась. Это произошло так неожиданно, так нелепо, что трудно поверить в случайность несчастья,  происшедшего в тот роковой день у железной дороги.

 

После трагической смерти Константина Васильева его картины обрели новую судьбу. Собранные вместе в просторных залах Музея, носящего имя мастера, они образовали цельное, органичное пространство. Это мощное эстетическое, духовное и интеллектуальное поле стало притягивать, как магнит, тех людей, которые переживали подобные чувства, но выражали их иначе, в иных сферах жизни и творчества.

 

Музей Константина Васильева превратился в место паломничества. Сюда стали приходить москвичи со своими семьями, школьные учителя с классами,  иногородние и зарубежные гости столицы. Здесь регулярно проводятся лекции, творческие вечера, выставки молодых художников. Красивый особняк, построенный по специальному проекту в Лианозовском парке, что расположен на самом севере Москвы,  стал центром просвещения, лекторием, культурным клубом, а, по сути – национальной святыней. Не случайно, поборники возрождения язычества, исконной родовой веры и народных традиций,  проводят здесь свои обряды.

 

Отдавая должное всем почитателям творчества Константина Великоросса, особенно тем, кто помогал ему в самые трудные годы, а после кончины художника построил и организовал замечательный Музей, хочется высказать несколько пожеланий на будущее. Ведь жизнь не стоит на месте, и ставит перед нами все новые и новые задачи.

 

Прежде всего, надо сделать картины художника более доступными. Хорошо, что изданы альбомы с работами Васильева, настенные календари и отдельные репродукции, что о нем написаны книги и статьи. Мы тоже внесли свой вклад в издательскую программу: посвятили ему подборку материалов в журнале «Наследие предков» и помогли переиздать большой альбом художника.

 

В дополнение к этому, следуя духу времени, желательно открыть в Интернете полноценный сайт, посвященный Великороссу. Он сделает искусство нашего гениального соотечественника доступным во всем мире, ведь у Интернета нет государственных границ.

 

Возможны иногородние и международные выставки картин Великоросса. Если перевоз оригинальных полотен дорог и опасен, то можно выставлять большие копии. Современная техника позволяет делать это качественно.

 

Хорошее начинание – Васильевские чтения. Творчество художника может и должно стать стимулом для работы мысли ветеранов и молодых деятелей движения за национальное возрождение.

 

Однако, здесь же таится и главная опасность: превращение живого человека в икону, в трафарет,  в дежурную тему. Поклоняться легко, трудно создать нечто подобное или более совершенное.

 

В условиях тотальной коммерциализации подобная «мода на Васильева» приведет к его обесцениванию. Поэтому задача истинных друзей художника состоит не в формальном тиражировании его картин, а в создании вокруг личности мастера атмосферы творчества, дерзания духа и соревнования молодых талантов.

 

Премия имени Константина Васильева, выставка его продолжателей, школа молодых художников, исследовательский центр – вот лишь некоторые формы, которые могли бы реально способствовать развитию того дела, ради которого жил и трудился  Великоросс.

 

Так, через сердца и души, через пробуждение дремлющего родового архетипа, мы обратимся к уму русских людей. Пусть они вспомнят о своих корнях, о близких и далеких предках, об их величественной истории. Пусть задумаются над тем, кто они сами и что они могут сделать для своей семьи, своих близких, для своей Родины.

 

Я уверен, что наша деятельность не напрасна. Она уже принесла и принесет в будущем многие добрые плоды. И тогда наши силы приумножатся. Нам будет отраднее жить, легче трудиться и бороться – во имя здоровья народа, во славу Руси!

 

 

 

Выступление на «Васильевских чтениях» 29 октября 2002 года в Российском государственном торгово-экономическом университете,

г. Москва.

 

Павел Тулаев

 

Альбом с картинами Константина Васильева