В воскресный день, 11 декабря 2005 года, в южных пригородах крупнейшего австралийского города Сидней произошли массовые межэтнические столкновения, не утихавшие несколько дней. Причем, в отличие от аналогичных французских событий, произошедших в ноябре того же года, когда азиаты начали своеобразно «мстить» белому населению за гибель двух воришек-соплеменников, на этот раз авангардом активных действий стали белые австралийцы.
В течение последующей за этим конфликтом недели, по всему городу рассылались смс-сообщения, в которых белое население Австралии призывали дать отпор иммигрантам. Сбор участников «акции возмездия» был назначен на воскресенье, 11 декабря в том самом Кроналле, где и имел место инцидент со спасателями. Стоит отметить, что власти, зная о готовящихся мероприятиях по «указанию на место» выходцам из арабских стран, ничего не предпринимали для эскалации конфликта. Наоборот, в местной прессе всю неделю, предшествующую массовым беспорядкам, активно освещался инцидент на пляже, при этом виновными выставлялись именно ливанцы. Именно поэтому выступление премьер-министра штата Новый Южный Уэльс, с просьбой к гражданам сохранять спокойствие, не возымело никакого действия.
В субботу, 10 декабря, пользующийся популярностью среди местного населения пляж в Кроналле неожиданно опустел. Но уже назавтра в полдень там собралось не менее пяти тысяч белых австралийцев. Причем, поначалу атмосфера сохранялась вполне миролюбивой: многие приехали с женами и детьми. Однако среди отдыхавших были и те, которые горели желанием «поставить зарвавшихся иммигрантов на место»: они были одеты в футболки, на которых были написаны такие лозунги, как: «Зона, свободная от иммигрантов», «Я горжусь, что являюсь австралийцем» и даже издевательское «Я люблю свинину!» (явный намек на то, что мусульманам запрещено есть это мясо).
Смешно было бы утверждать, что эти футболки и завели толпу: первого попавшегося человека типичной азиатской внешности собравшиеся на пляже загнали в холл расположившейся неподалеку гостиницы и стали скандировать лозунги «Ливанцы, вон отсюда!» (то есть, в этом инциденте приняли участие не только обладатели футболок с лозунгами, но и обычные граждане. О чем это говорит? Не о том ли, что белое население Австралии уже было доведено до точки кипения постоянными выходками, совершаемыми иммигрантами?). Воззванные на подмогу полисмены вызволили этого человека, но это только еще больше разозлило белых австралийцев.
В тот день произошло еще несколько нападений на лиц азиатской внешности, а также на полицейских, которые встали на защиту иммигрантов и работников скорой помощи. Белая молодежь активно забрасывала пивными бутылками полицейские машины, после чего несколько десятков полисменов были вынуждены обратиться за медицинской помощью.
Ответных действий долго ждать не пришлось: уже к вечеру воскресенья представители молодежной иммигрантской среды устроили ответные «рейды» в белых кварталах. Озверевшая толпа избивала первых попавшихся прохожих, крушила машины, разбивала витринные стекла в магазинах. Известно, что группы белых и цветных жителей Австралии периодически вступали между собой в схватки по всему южному Сиднею. При этом, по обыкновению, доставалось и полиции, работники которой пытались разнять дерущихся.
Конфликты на межэтнической почве продолжились и в понедельник, 12 декабря. Тогда сообщалось о десятках пострадавших, сожженных машинах и разгромленных магазинах. Погромы в иммигрантских кварталах устраивали жители белых районов, и, соответственно, наоборот. По данным полиции, в основном это были подростки и молодые люди чуть постарше.
Только на третий день после возникновения беспорядков полиция усилила меры безопасности и волнения в Сиднее стали потихоньку затихать, однако, волна антииммигрантских настроений переметнулась на другие регионы Австралии. Так, в штате Квинсленд, на популярном курорте «Золотой Бере», как и несколькими днями ранее в Сиднее, была отмечена массовая смс-рассылка с призывами к действиям против выходцев из Азии.
В Перте, расположенной в Западной Австралии, было совершено нападение на арабскую семью. В Аделаиде, на юге страны, пассажиры такси избили водителя-ливанца по происхождению. В Мельбурне, штат Виктория, молодежь забросала камнями помещение местного исламского совета.
Властям Австралии и правоохранительным органам удалось стабилизировать ситуацию только к 19 декабря – таким образом, беспорядки продолжались больше недели. Какие выводы были сделаны из произошедшего в те декабрьские дни в Австралии? Такие, что хоть и не все межрасовые конфликты были связаны с событиями в Сиднее, они продемонстрировали, что так называемая австралийская «расовая гармония» (высмеянная еще в известном фильме «Romper Stomper»), которой долго кичилась страна, оказалась пустышкой. За долгие годы совместного сосуществования, как коренные австралийцы, так и иммигранты из азиатских стран, накопили друг к другу немало претензий. Впрочем, стоит отметить, что претензии второй категории, чаще всего базируются на этнических привычках подминать все под себя, не считаясь с правилами монастыря, в который ты приехал.
Отрадно, что власти все-таки вынесли необходимый урок из сиднейских событий, предложив носителям мусульманской веры покинуть страну. Так, спустя почти год, 20 сентября 2006 года, был опубликован указ, в котором говорится о том, что мусульманам, желающим жить в Австралии по законам шариата, придется покинуть эту страну. В первую очередь, этот документ был адресован арабо-мусульманским иммигрантам.
В те дни, когда принимался и опубликовывался данный указ, министр обороны Австралии Брендан Нельсон четко заявил, что мусульмане, которые не хотят принимать местные ценности, должны убраться из страны. "По сути, люди, которые не хотят быть австралийцами и которые не хотят жить в соответствии с австралийскими ценностями и понимать их, что ж, они могут убираться", - сказал тогда силовой министр.
Рекомендуем также ознакомиться с любопытным музыкальным видеороликом, посвященным сиднейским событиям 2005 года: