Разгромленная машина кавказцев
Разгромленная машина кавказцев
Фото: Сергей Парфененко
Василий КРАКОВЦЕВ — 15.06.2011 05:07

Массовой межэтнической дракой закончились народные гуляния в небольшом поселке Кобралово Гатчинского района Ленинградской области. 12 июня местная администрация в честь Дня России  и праздника Троицы организовала на центральной площади концерт, который к вечеру плавно перетек в дискотеку.

В самый разгар торжества двое мужчин что-то не поделили между собой. По рассказам очевидцев, уроженец Дагестана Аслан, который уже несколько лет живет в поселке, повздорил с парнем по имени Алексей. То ли кавказец лицом ему не понравился, то ли просто взглянул на него не так. В итоге Алексей в драке здорово намял бока Аслану. Тот обиду глотать не стал, и позвонил своим друзьям в соседний город Коммунар. Через пару часов прибыло «усиление» в лице его земляков.

Не жалели никого

Незваные гости приехали на праздник на нескольких машинах, а кому не хватило мест, добрались до Кобралово на маршрутке. Появление группы кавказцев стало для веселящихся жителей полной неожиданностью. Несмотря на то, что время близилось к полуночи, на площади было полным-полно не только отдыхавших мужчин, но и женщин с детьми. Все они попали под раздачу.

- Мой 17-летний сын с друзьями сидел на лавочке, - говорит одна из жительниц поселка, попросившая не называть ее имя. – Мимо них проходили дагестанцы, которые начали без разговоров начали бить всех подряд. Моего сына человек шесть «метелили». Он сейчас лежит в Гатчинской ЦРБ: у него ушиб и сотрясение мозга. Хорошо еще, что голову догадался прикрыть, и важные органы не задеты, только ухо посинело. А моему брату прострелили голову. В соседних палатах также лежат раненые, кто с рукой, кто с ногой.

По рассказам других очевидцев, кавказцы сразу начали стрелять из травматических пистолетов по живым мишеням, без предупреждения.

- Они вышли из машин, перебрались через  ограждение на площадь и стали стрелять в толпу, - рассказали «Комсомолке» жители поселка. – Палили не целенаправленно, а беспорядочно. В толпе началась паника.

 

Машины были без номеров
Машины были без номеров
Фото: Сергей Парфененко

Отстреливались из машины

Когда жители Кобралово пришли в себя, они дали отпор кавказцам. Численный перевес был на их стороне, и они начали оттеснять «налетчиков». Те прыгнули в свои машины, на которых, кстати, не было никаких номерных знаков, и уехали. Но не все.

Темная «девятка» по каким-то причинам не завелась. Пассажиры попытались ее подтолкнуть, да не успели. Рассвирепевшие жители, в том числе и девушки, окружили автомобиль и начали раскачивать его, пинать ногами и бить стекла. Они пытались добраться до спрятавшихся в салоне дагестанцев. Однако один из «пассажиров» достал травматический пистолет, и начал отстреливаться прямо через стекло. По сведениям полиции, этот стрелок ранил как минимум двух человек.

Погасить конфликт удалось только правоохранителям, которые приехали на место происшествия.

- За медицинской помощью обратились восемь человек, в том числе две женщины, - сообщили в пресс-службе ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. – Несовершеннолетних среди них нет. С ранениями, полученными из травматического пистолета, обратились двое мужчин. У обоих ранения в руку. Ни одной телефонограммы о ранении в голову к нам не поступало. Сейчас продолжается работа с очевидцами. Подозреваемые по этому делу уже установлены, сейчас с ними сейчас ведутся все необходимые работы. 

Уголовное дело возбуждено по статье «хулиганство».

 

Гильзы на месте преступления
Гильзы на месте преступления
Фото: Сергей Парфененко

Полиция ехать не спешила

В Кобралово нет собственного отделения полиции. Ближайший участок находится в городе Коммунар. Поэтому на массовое побоище правоохранители приехали не скоро.

Женщина, которая вызывала скорую и полицию, рассказала, что сделать ей это удалось далеко не с первого раза.

- Я работаю в магазине, - рассказала КП жительница поселка. - В тот день мне пришлось задержаться на работе, так как у нас сломался холодильник для мяса, и мы ждали мастера, который должен был его починить. В двенадцатом часу ночи прибежала дочка, с криками: «Мама, там на улице стреляют». Я выглянула, смотрю, моя знакомая на земле лежит. Я вернулась в магазин и стала звонить в милицию и скорую. Дежурный в Коммунаре трубку не брал. Устав ждать, я стала звонить по телефону 02 в Гатчину. Когда там ответили, я все рассказала, и попросила либо самим приехать, либо прислать коммунарских. У меня взяли номер для связи и все. Ждали-ждали. Никого. А на улице драка продолжалась, и постоянно как сводки с фронта новые сообщения поступали: одного ранили, другого, кому-то руку прострелили, кому-то голову.

Женщина звонила в органы еще несколько раз, но все безрезультатно. Ей приходилось слушать либо гудки, либо уверения, что машина скоро будет. В итоге, автомобили с мигалками все же появились. 

 

Следы от ранений
Следы от ранений
Фото: Сергей Парфененко

Мы объявляем вам войну!

Однако точку в этом конфликте ставить пока рано. Сейчас жители поселка живут если и не в страхе, то по крайней мере с чувством постоянной тревоги. Они уверены, что это только начало, и кавказцы обязательно вернутся, чтобы отомстить. Подтверждением тому стал воткнутый в землю зеленый флаг, который нашли следующим утром на месте драки.

- Я видел этот зеленый флаг, и держал его в руках у ларька, у него было обломано древко, - говорит житель Кобралово Сергей.

- Самое страшное, что они останавливаться не собираются, - рассказала собеседница «Комсомолки». - Кавказцы кричали нам: «Мы объявляем вам войну!». А они ведь стоят друг за друга, брат за брата, и мстят кровь за кровь. Страшно представить, что может случиться. А у нас поселок небольшой, и противостоять им особо некому. Причем говорят, что они уже несколько раз после этого возвращались, кружили на оранжевой машине по поселку. Хорошо, что сейчас полиция у нас дежурит, но ведь это не будет длиться вечно.

Жизнь в Кобралово течет своим чередом, но нервы местных жителей натянуты до предела. Они боятся за себя и за своих детей, и лишний раз не отпускают их одних на улицу. Люди боятся, что если ситуация не изменится, то побоище может повториться и тогда без жертв вряд ли обойдется.

 


Фото: Сергей Парфененко

Вторая Кондопога?

В 2006 году в небольшом карельском городке Кондопоге прошли массовые беспорядки на межэтнической почве. После убийства чеченцами двух российских граждан, жители вышли на митинг, после которого устроили погромы. Они требовали выселить из города всех нелегальных мигрантов. Стабилизировать обстановку удалось лишь после того, как в Кондопогу ввели дополнительные войска ОМОН (подробнее читайте здесь).

Пока Кобралово рано сравнивать с Кондопогой. В Ленобласти вроде бы раньше подобных конфликтов с кавказцами не было, да и мигрантов в маленьком поселке практически нет. Однако власти все же должны насторожиться. Ведь именно с таких стычек все и начинается – лавина может начаться всего из-за одного покатившегося камешка.

Кстати, именно к местным властям есть немало претензий. К примеру, почему на официальном празднике не дежурила полиция. Ведь администрация обязана была обеспечивать безопасность на массовых мероприятиях. Не исключено, что именно эта «забывчивость» и привела к таким плачевным последствиям.

- Администрация не уведомила правоохранительные органы, что на площади будет проводиться дискотека, - рассказали в пресс-службе ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. – Если бы нам об этом сообщили, то были бы выделены наряды, которые пресекли бы конфликт на корню.

Уже второго июля поселок будет отмечать свой день рождения. Во что могут вылиться очередные народные гуляния представить сложно, если, конечно, не будут приняты соответствующие меры безопасности.

- Второй Кондопоги в Ленобласти не будет, - уверен специалист по толерантности руководитель программы «Дипломатия России и зарубежных стран» Станислав Ткаченко. - За пять лет в Карелии полиция и органы власти осознали всю опасность этой проблемы. Выработали механизмы воздействия. Подобные конфликты - не просто уголовщина, а серьезный вызов суверенитету и территориальной целостности страны. Поэтому органы безопасности подходят к ним очень серьезно.