Пожар произошел в музее художника Константина Васильева на северо-востоке Москвы. Возгорание случилось через два месяца после заявления руководства музея о том, что его существованию угрожают рейдеры.

Пожар в здании Клуба любителей живописи, где расположен музей художника Константина Васильева, возник 21 сентября в 22.30. Сотрудники МЧС сразу уточнили, что картин в здании не было, поскольку оно находится на реконструкции. Не было в музее в момент ЧП и людей, поэтому пострадавших в пожаре нет.

"В двухэтажном здании на Череповецкой улице, 6, произошло возгорание утеплителя деревянных конструкций чердака, мансарды и кровли, а также котельной на первом этаже", – сообщили в столичном управлении МЧС.

Общая площадь возгорания составила 250 кв. м. Тушили огонь 10 пожарных расчетов. Также был привлечен поисково-спасательный отряд.

Директор музея Анатолий Доронин уверен, что музей подожгли.

"Я уверен, что это поджог, – заявил изданию г-н Доронин. – Это доказывают и заключения пожарных. Лестница и стена музея были облиты бензином. Рейдерам нужен повод какой-то меня посадить. И если люди идут на такие шаги, силы у них большие, а мы – общественники, нас сломать легко".

Анатолий Доронин подтвердил, что картины не пострадали, однако сообщил, что само здание получило серьезные повреждения.

"Сгорел весь третий этаж, рухнули деревянные перекрытия и частично крыша, – рассказал он. – Так что выгорело сильно. У нас, к счастью, там ничего не было – никакой документации, ни картин, книги сгорели в основном".

Конфликт

27 июля 2009 года газета писала о конфликте, разгоревшемся вокруг музея Константина Васильева. Его руководитель, Анатолий Доронин, заявил, что опасается рейдерского захвата.

"Рейдеры, прикрываясь судебным решением об изъятии у нас картин, хотят отобрать здание и нашу землю, – заявил изданию Анатолий Доронин. – На этой земле они хотят строить жилые дома".

Земля – 2,5 га в Лианозовском парке – была передана музею правительством Москвы в 1993 году на 49 лет.

"С выделением земли у нас появились проблемы, – рассказывает Анатолий Доронин. – Она кому-то приглянулась". Предполагалось, что на ней будет построен Центр искусств. Пока же созданы лишь музей Васильева и детский фольклорный театр.

Картины

Доронин рассказал, что рейдеры нашли подход к сестре художника Валентине Васильевой. Она через суд добилась признания за ней прав на все картины брата, хранящиеся в музее. Значительную часть экспозиции музею передала мать художника.

"Но сестра теперь претендует даже на те картины, которые были выкуплены музеем из частных коллекций", – заявил Доронин.

Бутырский суд постановил изъять картины из музея. "Рейдеры сказали мне, что они придут якобы за картинами, но займут здание и отберут его вместе с землей", – поделился с изданием Анатолий Доронин.

Музею за свою небольшую историю уже пришлось пережить две попытки рейдерских захватов. Первая попытка была предпринята в 2002 году, а вторая – в 2005 году. "Рейдеры использовали поддельные документы, – рассказывает Анатолий Доронин. – Они отстраняли меня от должности и занимали наше здание. Но я через суд восстанавливался и добивался правды".

При этом руководство музея обещало разрешить ситуацию мирным путем. Музей согласился отдать часть картин сестре художника, но одновременно собирался добиваться признания творческого наследия Васильева культурным достоянием России. Благодаря этому сестра художника не сможет распоряжаться картинами так, как ей вздумается, говорит Анатолий Доронин

Националисты

С 24 июля у здания музея в Лианозовском парке организовали дежурства любители картин Васильева. В основном это русские националисты.

Художника Константина Васильева поклонники его творчества считают великим русским живописцем и духовным лидером, писавшим картины на сюжеты из истории Древней Руси. "Любой захват музея будет расценен теперь как оккупация русского народа", – уверен Михаил Темкин, представитель Союза славянских общин.

"Откликнулись люди со всей страны, – рассказывает Михаил Темкин. – Это были представители разных партий, общественных организаций, офицерских собраний, даже высокопоставленные чиновники. У здания музея в пятницу и субботу постоянно кто-то дежурил, мы выставили охрану".

По версии Темкина, около одиннадцати утра 24 июля мимо музея проехало несколько машин с рейдерами. Увидев собравшихся, они, по словам Темкина, испугались общественного резонанса и уехали.