Марсель, Франция. Нотр-Дам-де-ля-Гард - элегантная католическая базилика, которая уже 150 лет возвышается над мысом к югу от Южного порта Марселя. Церковь как будто смотрит покровительственно на отправляющихся в море рыбаков, она - символ несокрушимого духа этого средиземноморского города.
Но скоро на другом мысе, к северу от порта, планируется построить другое здание - Большую мечеть Марселя. Мечеть, на строительство которой выделено 30 млн. долларов, станет местом встречи более 200 000 местных мусульман и символом проникновения ислама во французский культурный ландшафт.
Для некоторых коренных французов мечеть площадью более чем 8,5 тыс. квадратных метров (крупнейшая в стране) - знак их недовольства растущей численностью мигрантов, которые все больше хотят жить по своими религиозным и культурным традициям, а не ассимилироваться во французскую культуру.
В Марселе эта тенденция особенно заметна - здесь лавки с кебабом выстроились на некогда фешенебельных улицах, а арабский язык в кафе на набережных можно услышать так же часто, как и французский. Но подобные изменения видны во всех богатых странах Западной Европы, где не всем коренным жителям нравится, что мусульманские переселенцы пытаются подчеркнуть свою идентичность строительством мечетей или ношением платков.
В воскресенье в Швейцарии состоится референдум - граждане страны будут голосовать по предложению запретить строить минареты - башни при мечетях, откуда мусульман призывают на молитву. И хотя опросы показывают, что большинство проголосует против запрета, сам факт вынесения вопроса на референдум показывает, что не все швейцарцы довольны происходящим.
Две недели назад, когда футбольная команда Алжира проиграла два квалификационных матча, лишившись права участвовать в будущем чемпионате мира, выходцы из Северной Африки вышли на улицы Марселя - молодежь громила машины и поджигала лодки в Южном порту. Победа французской сборной в матче против Ирландии не вызвала у арабских болельщиков особой реакции. «Мы должны потребовать от этих молодых людей, чтобы они сделали выбор, нельзя иметь два народа в своем сердце, нельзя клясться в верности двум странам», - так на события отреагировала Марина Ле Пен, вице президент ультраправого Национального фронта.
Рональ Пердомо - марсельский адвокат и политик правого толка - один из лидеров борьбы против строительства мечети. Он называет будущее здание «символом анти-ассимилияции» и того, что мусульмане «навязывают свои религиозные нормы» марсельцам. Пердомо и его союзники проиграли уже два суда против строителей мечети, и недавно обратились с новым иском - правые организации утверждают, что мэр Жан-Клод Годен, разрешивший возведение мечети, нарушил городской закон и конституционный принцип отделения религии от государства. Градоначальник официально вручил мусульманской общине разрешение на строительство 6 ноября.
Нурредин Шейх - пожилой бизнесмен алжирского происхождения - один из инициаторов строительства мечети. По его словам, исламская община города добивалась разрешения построить дом молитвы с начала XX века (сайт мечети сообщает, что первый проект был разработан еще в 1937 году марсельским архитектором Гастоном Кастелем). Однако осуществить замысел удалось только сейчас, благодаря поддержке мэра Годена.
По словам Шейха, хотя при новой мечети будет возведен минарет - жители города не услышат традиционного пения муэдзина - оно могло бы потревожить соседей. Вместо этого с вершины минарета в часы мусульманской молитвы будет светить яркий луч прожектора.