Наплыв рабочих из Поднебесной в период кризиса вызвал недовольство в странах Азии и Африки, сообщает РИА "Новый Регион". Во Вьетнаме герой освободительной войны Во Нгуен Зиап выразил протест против усиления китайского присутствия. В Замбии в защиту китайских мигрантов от расправы со стороны местного населения был вынужден выступить министр труда, доказывая замбийским рабочим, что они тоже выигрывают от китайских инвестиций. Тем временем правительство КНР поощряет экспорт рабочей силы, рассчитывая ослабить безработицу внутри страны и создать очаги влияния Пекина за рубежом. Лишь 1% из китайских гастарбайтеров – квалифицированные специалисты.

Во Вьетнаме и Индии власти, обеспокоенные тем, что китайские работники могут занять рабочие места коренных жителей, стали ограничивать возможности иностранных компаний нанимать «чужаков». Вводятся и более строгие правила для въезда китайских граждан.В Замбии министр труда и социального обеспечения Остин Лято вынужден был выступить в защиту китайских предпринимателей в связи с тем, что они набирают кадры на родине. Министр доказывал, что замбийцы тоже выигрывают от китайских инвестиций. Однако вспышки недовольства наплывом «нежданных гостей» множатся. Порой они выливаются в акты насилия. Два года назад в островном королевстве Тонга «сыновья земли», возмущенные ввозом китайской рабочей силы, сожгли и разграбили более 30 китайских магазинов.

 

Китайские рабочие трудятся на разных континентах – в Узбекистане, Анголе, Иране, не говоря уже о России. По данным Министерства торговли КНР, в 2008 году число китайских граждан, работающих за рубежом, составляло 740 тысяч человек.

 

Мигранты следуют за китайскими государственными компаниями, которые все чаще побеждают на тендерах за исключительное право строить электростанции, заводы, железные дороги, шоссе, стадионы. Только с января по октябрь 2009 года китайские корпорации выполнили за рубежом проекты, цена которых, по официальным сведениям Пекина, равняется $58 миллиардам.

 

Примером того, к чему это приводит, может служить район близ порта Хайфон в Северном Вьетнаме, где китайская и японская компании стали совместно возводить электростанцию, работающую на угле. Вьетнамцы ожидали, что для них будут открыты тысячи вакансий. 4 года спустя электростанция почти построена. Но только нескольким сотням вьетнамцев удалось получить на стройке работу. Большинство нанятых рабочих были китайцами. Число их доходило до 1500 человек.

 

Во Вьетнаме образовались целые китайские поселения, сказал газете New York Times Фам Чи Лан, бывший вице-президент торгово-промышленной палаты Вьетнама. Ничего подобного на объектах, создаваемых другими странами, нет. Встревожены не только бизнесмены. 98-летний генерал Во Нгуен Зиап, герой освободительной войны, написал руководителям страны три открытых письма с критикой растущего китайского присутствия в стране.