25 февраля
Был установлен порядок предоставления доказательств. Сначала свои доказательства будет представлять сторона обвинения. На 26 и 27 февраля намечено проведение допросов свидетелей. По ходатайству адвоката к материалам дела была приобщена копия свидетельства о признаниии Доброслава жертвой политических репрессий.
26 февраля
Начались допросы свидетелей. В этот день показания давали сотрудники спецслужб, выполнявшие 25 ноября 2008 года в ходе проведения Доброславом лекции в ДК им. Циолковского «служебное задание по пресечению экстремистских проявлений»: сотрудники Центра противодействия экстремизму УВД Кировской области Вершинин А.Ю, Бердинских А.Ю и оперуполномоченные УФСБ по Кировской области Русинов А.П, Мельников А.В.
Показания данных свидетелей в судебном заседании содержали ряд существенных противоречий и относительно друг друга, и по сравнению с ранее данными ими же показаниями на предварительном следствии. Так, оперативный сотрудник ФСБ Русинов А.П (проводивший видеосъемку лекции) заявил, что лично видел, как Доброслав перед началом лекции выложил на стол стопку брошюр «Волхвы», тогда как на предварительном следствии данный свидетель сообщал, что зашёл в лекционное помещение, когда Доброслав уже сидел за столом и читал лекцию. В связи с подобными существенными противоречиями адвокатом было заявлено ходатайство об оглашении показаний свидетеля Русинова А.П на предварительном следствии, однако судья Измайлов О.В его отклонил, мотивируя свой отказ тем, что он не видит в подобных показаниях сотрудника ФСБ никаких существенных противоречий.
На вопрос адвоката, чем областное управление «рыцарей плаща и кинжала» так заинтересовала лекция по теме «Целительные силы Матери-Природы», что на нёё были откомандированы в помощь сотрудникам милиции и ОМОНу ещё и сотрудники ФСБ, свидетель Русинов А.П ответил, что «личность Добровольского А.А» всегда вызывала и вызывает большой интерес у российских чекистов. Кроме того, по словам Русинова А.П, областное управление ФСБ очень заботил вопрос обеспечения безопасности участников мероприятия и в целях, надо полагать, охраны всех пришедших на лекцию около 100 человек, в центре Кирова 25 ноября 2008 года была проведена целая войсковая операция, когда к месту проведения лекции были стянуты подразделения местной милиции, отряд ОМОНа и съехались многие высокопоставленные руководители силовых структур области.
Далее свидетели Вершинин, Бердинских, Русинов дали практически идентичные показания о словах Доброслава, якобы произнесённых им на лекции в отношении лиц, больных СПИДом. По их словам, Доброслав призывал к уничтожению «людей, больных СПИДом». Между тем, ни в стенограмме лекции, ни на видеозаписи подобных призывов нет и в помине. Кроме того, в показаниях на предварительном следствии и сотрудники ЦПЭ, и работники ФСБ как под копирку заявили одно и то же: им известно, что Добровольский «регулярно в своих трудах нелицеприятно отзывается о людях, исповедующих иные от него религиозные убеждения, в том числе христианство и иудаизм». Вопрос адвоката, в каких конкретно трудах Доброслава и какие именно данные «нелицеприятные» высказывания содержатся, вызвал у всех свидетелей большие затруднения. После некоторой паузы, все они отвечали примерно одно: «в тех трудах, которые включены в федеральный список экстремистских материалов, названия не помню, высказывания тоже». Одним словом - «не читал, но знаю и осуждаю».
27 февраля
В судебном заседании был допрошен свидетель Туляков А.О. В своих показаниях данный свидетель заявил, что не видел, чтобы Доброслав выкладывал на стол и распространял какие-либо брошюры, книги. Также он лично не слышал и никаких высказываний в отношении людей больных СПИДом. Также Артём Туляков рассказал о своей беседе, состоявшейся с Доброславом 25 ноября 2008 года, незадолго до начала лекции. В ходе этого разговора свидетель рассказал Доброславу о недавно имевших место в ночных клубах Кирова и освещавшихся в местной прессе случаях умышленного заражения молодёжи ВИЧ-инфекцией «спидоносцами» путём введения через шприц инъекции, содержащей зараженную вирусом кровь носителя этого заболевания. Доброслав находился в глубочайшем возмущении после этого рассказа, чем, по мнению Тулякова А.О и могут объясняться какие-либо высказывания Доброслава в адрес «спидоносцев» на лекции в ДК им. Циолковского, о которых ему стало известно после возбуждения в отношении Доброслава уголовного дела.
Естественно, что подобные свидетельские показания, резко контрастирующие с общим обвинительным уклоном ведения судебного разбирательства не могли остаться незамеченными и судья Измайлов О.В устроил Тулякову А.О настоящий «допрос с пристрастием», уличая его, в якобы имеющих место противоречиях в его показаниях. Однако, Артём Туляков вёл себя невозмутимо и аргументировано обосновал свои показания.
После завершения длившегося больше часа допроса, сторона защиты заявила ходатайство о приобщении к материалам уголовного дела заявления о преступлении направленного Руководителю Следственного управления СКП РФ по Кировской области от имени Общественной организации Русский антифашистский Комитет Г.К.Дубровым, В.М.Усовым, В.Е.Онищук на предмет возбуждения уголовного дела по совокупности статей:
- части первой статьи 305 УК РФ «Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта»;
- статьи 357 УК РФ «Геноцид»;
- части 5 статьи 33 УК РФ «Виды соучастников преступления»
против Бронниковой О.П., федерального судьи Ленинского районного суда г.Кирова, вынесшего 24 декабря 2009 года по делу № 2-4064/09 заведомо неправосудное решение: «Признать брошюру Доброслава «Волхвы» экстремистским материалом». С данным заявлением можно ознакомиться здесь
Данное ходатайство, по мнению многих присутствующих в зале судебного заседания, оказалось неожиданным и повергло в замешательство и судью, и прокурора. Судья Измайлов О.В его ожидаемо отклонил, однако само письменное ходатайство по правилам УПК РФ приобщено к делу.
Затем прокурор заявила ходатайство об оглашении показаний не явившихся свидетелей, данных ими на предварительном следствии. Сторона защиты не дала на это согласие, в связи с чем прокурор заявила новое ходатайство о принудительной явке свидетелей обвинения. В итоге, заседание завершилось вынесением постановления суда о приводе трёх не явившихся свидетелей, после чего был объявлен перерыв до 18 марта.
Кроме них, должны быть допрошены ещё три свидетеля обвинения. Подводя предварительный итог 3 дням судебного разбирательства отметим, что стороне защиты удалось нарушить планы инициаторов уголовного преследования Доброслава о быстром рассмотрении дела с вынесением обвинительного приговора.Следующее судебное заседание начнётся 18 марта в 8.30.
Борьба продолжается!