Центральный райсуд Челябинска по итогам двухлетнего процесса огласил приговор по делу о хищении около 207 млн рублей из челябинского ГУП "Продкорпорация", предназначенных на закупку дизельного топлива для региона. Все подсудимые, среди которых был и сын лидера азербайджанской партии "Адалет" Ильяса Исмаилова Этимад Исмаилов, получили от трех с половиной до восьми лет лишения свободы. Отметим, что суд направил представление в ФСБ в связи с тем, что чекисты, участвовавшие в расследовании дела, не сумели установить, куда делись похищенные средства.
Оглашение приговора, привлекшее в зал заседаний большое количество представителей общественности и СМИ, началось со скандала. Один из подсудимых, владелец ООО ИФГ "ЕвроАзия" Этимад Исмаилов, сын лидера азербайджанской партии "Адалет" Ильяса Исмаилова, который еще полтора года назад был удален из зала суда за систематические угрозы в адрес участников процесса, начал перебивать председательствующего Глеба Гальцева. Спустя несколько минут после начала оглашения мотивировочной части, когда стало ясно, что приговор носит обвинительный характер, подсудимый Исмаилов закричал, что дело фальсифицировано. В итоге по решению рассматривавшей дело тройки профессиональных судей Исмаилов был выведен из зала суда. После этого еще один подсудимый, заместитель директора "Русской зерновой компании" (РЗК) Владимир Гузов, начал было кричать, что "все в деле — ложь", однако после замечания председательствующего успокоился.
Напомним, дело было возбуждено в 2007 году на основе материалов, собранных региональным УФСБ. По мнению следствия, в 2006 году глава ГУП "Продкорпорация" Владимир Швадченко должен был заключить договор о поставке 20 тыс. т дизельного топлива для сельхозпредприятий региона. Как следует из материалов дела, Швадченко был введен в заблуждение преступной группой, в которую входили Этимад Исмаилов, его родственник Аббас Джафаров и Владимир Гузов. Как считает следствие, Гузов предложил Швадченко поставить топливо через ООО "Интерстрой", которое якобы являлась дочерней структурой РЗК и "ЕвроАзии". Тот согласился и перевел на ее счет около 200 млн руб., но топливо в регион так и не поступило. При этом, по мнению следователей, отягчающим обстоятельством для самого Швадченко стал тот факт, что он не согласовал сделку с областным министерством промышленности (собственник ГУП), как того требовали должностные инструкции. Дело с самого начала следствия привлекло большой интерес общественности, так как защита подсудимых указывала, что их клиенты пострадали невинно, а все средства были выведены руководством правительства региона, Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов за несколько недель до вынесения приговора даже обратился к председателю суда региона Федору Вяткину с просьбой назначить повторное рассмотрение уголовного дела, так как, по его мнению, права обвиняемых на защиту были нарушены в ходе расследования и процесса.
Впрочем, поддержка общественников обвиняемым не помогла, суд вынес обвинительный приговор. Суд признал подсудимых Исмаилова, Джафарова и Гузова виновными в крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). При этом суд снял с них обвинение в легализации денежных средств (ч. 4 ст. 174.1). Владимир Швадченко был признан виновным в злоупотреблении полномочиями (ч. 2 ст. 201). В итоге Исмаилов получил восемь лет колонии общего режима, Гузов — семь, Джафаров — пять, Швадченко — три с половиной года. Последнего взяли под стражу в зале суда, до этого он, в отличие от других арестованных фигурантов дела, находился под подпиской о невыезде. С осужденных будет взыскано совокупно 207 млн руб. в качестве возмещения ущерба. Судья также вынес частное определение в адрес главы ФСБ РФ, в котором указал на то, что челябинские чекисты не в полной мере провели следственные действия и не ответили на один из главных вопросов — куда были переведены похищенные государственные средства (именно поэтому с подсудимых была снята статья о легализации). "Суд ставит перед ФСБ вопрос об установлении ответственности других лиц, возможно причастных к хищению денежных средств Челябинской области, а также о необходимости принятия мер к розыску самих похищенных средств",— отметил судья Гальцев.
Приговор вызвал у подсудимых негодование. "Все подстроено, это дело заказное, мы невиновны!" — кричал из клетки Владимир Гузов. А Аббас Джафаров обозвал судью грязной мантией. Спокойно к решению суда отнесся лишь Владимир Швадченко, которому в прениях сторон прокуратура за помощь в расследовании (на его показаниях в основном строилось обвинение) просила назначить условное наказание. Он лишь вздохнул и покорно протянул руки конвоирам, когда милиционеры подошли к нему с наручниками. Когда же его проводили около клетки с подсудимыми Гузовым и Джафаровым, они кинулись на прутья и попытались поймать Швадченко за рукав.
Адвокаты подсудимых заявили, что намерены обжаловать решение суда, представители же отметили, что "в целом" остались довольны приговором.