Власти Венгрии ввели в стране цензуру С 1 января 2011 года Венгрия на полгода стала председателем Европейского Союза. Эту дату Будапешт отметил довольно необычным способом.
С Нового года все СМИ страны попали под государственный контроль, а венгерские чиновники получили право штрафовать редакции на гигантские суммы. Другие страны Евросоюза фактическое введение цензуры в Венгрии остановить пока не смогли. Скандал в европейском доме вызвал новый закон о СМИ, который одобрили в конце декабря 2010 года венгерские парламентарии. С 1 января контроль над прессой в Венгрии передан Совету по СМИ, который состоит из пятерых представителей правящей сейчас в стране партии ФИДЕС (Венгерский гражданский союз).
По итогам прошедших в апреле прошлого года выборов она получила абсолютное большинство в венгерском парламенте, что позволяет ФИДЕС вносить изменения в законодательство страны без поддержки прочих политических партий. В частности, чиновники Совета получили право штрафовать СМИ за оскорбительный контент, а также материалы, которые "недостаточно сбалансированы политически".
Данные нормы законопроекта никак не разъяснены, при этом штрафы для радио и телевизионных каналов могут доходить до 720 тысяч евро. Более того, согласно закону, в случае, если публикация имела отношение к национальной безопасности страны, журналисты должны будут раскрывать свои источники информации. Правительство Венгрии намерено не только контролировать контент, но и напрямую вмешиваться в работу СМИ. Не удивительно, что документ вызвал волну возмущения в венгерской прессе.
Еще в декабре 2010 года две еженедельные венгерские газеты - Magyar Naracs и ES - вышли с незаполненными передовицами, протестуя против нового закона о СМИ. Позднее коллег поддержали две крупнейшие газеты Венгрии - Nepszabadsag и Nepszava. В частности, газета Nepszabadsag, лидер рынка Венгрии по тиражу, опубликовала на передовице строчку "Свободе прессы в стране пришел конец", продублировав ее на языках всех 27 стран ЕС. В редакционной статье газета объяснила, что новый закон понадобился правительству страны, чтобы "дрессировать, наказывать и изводить тех, у кого есть свое мнение". Кроме того, газета пообещала обратиться в конституционный суд Венгрии.
Поддержали венгерских коллег и редакции изданий других стран ЕС. Европейские чиновники и правозащитники также выступили против принятия Венгрией нового закона о СМИ. Представитель ОБСЕ по вопросам СМИ отметила, что само наличие подобного закона приведет к самоцензуре в редакциях венгерских изданий, что неизбежно отразится на свободе СМИ в стране. Впрочем, представители правительства, возглавляемого главой ФИДЕС Виктором Орбаном, утверждали, что новая норма позволит обеспечить соблюдение законодательных требований в превентивном порядке. Кроме того, штрафы представители ФИДЕС обещали сделать "пропорциональными" совершенным СМИ проступкам.
В итоге венгерская газета Nepszabadsag пообещала обратиться в конституционный суд Венгрии, однако не исключено, что это вряд ли поможет венгерским СМИ. С апреля 2010 года Орбан делает все, чтобы закрепить власть ФИДЕС в Венгрии. Орбан и его однопартийцы по европейским меркам уже порядочно начудили в Венгрии. Например, парламент страны одобрил в нарушение венгерской конституции новые налоги, национализировал частные пенсионные фонды. Власти страны объясняют "реформы" необходимостью пополнять бюджет и сокращать внешний долг, однако в успех этих мер мало кто верит. Fitch и Moody’s - крупнейшие мировые рейтинговые агентства - уже понизили кредитные рейтинги Венгрии и сохраняют "негативный" прогноз по ним. Правительство Орбана эти настроения лишь усугубляло, в открытую заявляя, что у страны почти нет шансов избежать греческого сценария.
С весны прошлого года более десятка крупнейших европейских компаний, работающих в Венгрии, пожаловались в Еврокомиссию на "нестабильные условия" для иностранных инвесторов. В самой Венгрии скоро жаловаться будет некому. Ставленники партии ФИДЕС уже возглавляют прокуратуру страны и местный аналог российской Счетной палаты. Даже права конституционного суда, куда намеревалась апеллировать Nepszabadsag, были "поправлены" ФИДЕС. Взятие СМИ под колпак - следующий и логичный ход "партии власти". В декабре госканалы страны уже объединили в одну систему, отдав все главные посты в единой компании сторонникам ФИДЕС. Более того, новости для этой компании будут производиться государственным информагентством.
Политической силы, способной противостоять этой тенденции, в Венгрии на данный момент нет, но даже обильная критика со стороны Еврокомиссии не помогла. Юридические нормы ЕС предусматривают возможность обуздания "паршивой овцы". Вопрос о принятии Венгрией закона о СМИ может быть вынесен на рассмотрение Европейского суда, либо стране могут отказать в праве голоса в составе парламентских органов ЕС.
Впрочем, для начала Еврокомиссия должна провести расследование на предмет расхождения нового венгерского закона с нормами ЕС. Сделать это будет непросто, ведь в ответ Венгрия намерена потребовать от Еврокомиссии анализа всех 27 законов о СМИ, действующих в странах ЕС. Ведь, по словам Орбана, все нормы венгерского закона заимствованы из законодательства других стран ЕС. Но даже просто проанализировать венгерский документ может быть затруднительно для европейских чиновников.
Для того чтобы сделать это, как сообщал Bloomberg, европейцам придется выучить венгерский. Дело в том, что правительство Венгрии "упустило" целый ряд секций нового закона из официального перевода для Евросоюза. В частности, в перевод не попал пункт, согласно которому штрафовать СМИ венгерские чиновники начнут лишь после 1 июля, как раз когда закончится председательство Венгрии в ЕС. Тем временем власти Германии и Франции уже попросили Венгрию пересмотреть спорный законопроект. В ответ Орбан заявил, что считает вмешательство Парижа и Берлина "неуместным и необдуманным". По его мнению, оценить, хорош ли венгерский закон о СМИ, может лишь Еврокомиссия, решению которой он пообещал подчиниться.
Почти одновременно анонимные источники в дипломатическом корпусе Венгрии сообщили AP, что критику нового закона о СМИ в Венгрии, возможно, оплачивают иностранные компании, недовольные повышением налогов в стране. Реакция Орбана на европейские дебаты вокруг нового закона вообще была острой. Сперва политик требовал от оппонентов оставить при себе их "западное" мнение, а 7 января через газету The Financial Times заверил ЕС, что законодательство Венгрии основано исключительно на европейских ценностях. "В 1998-2002 годах западная пресса сравнивала меня с Гитлером. Теперь они пишут, что я похож на Путина или белорусского президента", - вспоминает Орбан, которого уподобляли российскому премьеру The Washington Post и The Economist. По его мнению, подобные сравнения "оскорбляют Венгрию, поскольку это демократическая страна".
Ключкин Антон