***
Вот факты.
Под утро, в ночь с 23 на 24 февраля, в азербайджанском анклаве Архангельска (границы: Стрелковая — П. Усова — Московский — ж/д насыпь) сгорел азербайджанский ресторан «Встреча» — место частых сытных пиршеств работников милиции, мэрии, депутатского корпуса. Поджог — почти 100%.
Вечер, 25 февраля. Потасовка со стрельбой у ресторана «Маленький Баку» — он по соседству со сгоревшей «Встречей», но хозяева у заведений из разных, конкурирующих кланов. Следы крови у входа быстро убрали, но впоследствии всё равно «всплыло»: один из хозяев ресторана был ранен. Наши эксперты расценивают инцидент в «Маленьком Баку» как типичную «ответку».
9 марта. Опять-таки под утро, примерно в половину пятого, к кафе «Летний сад», что на Обводном канале (ТЦ «МОСКВА»), начали стекаться азербайджанцы. Место в это время суток там нелюдимое и тёмное, потому никто точно не может сказать, сколько их было. Да никто бы на них и внимания не обратил, если бы не звуки выстрелов. Результат саммита — двое азербайджанцев ранены. Один почему-то в попу. При чем тут попа — сам не пойму. Но даже раненые они не сдавались: нацмэна с пистолетом порезали капитально. Руки, голова, туловище — всё было в порезах.
Три схожих события — все признаки этнического конфликта. Для сомневающихся в этом — спустя четыре дня прозвенел ещё один звонок...
13 марта. Вскоре после полуночи стреляли из травматического пистолета уже у бара «Султан». То ли прицел сбит был, то ли темнота помешала — неизвестно. Но пули попали в машину. Как вы уже, наверное, догадались, машина принадлежала азербайджанцу.
14 марта. Традиционно под утро, примерно в 4:00, отчётливые и громкие выстрелы звучали уже у дома 32 по проспекту Обводный канал. Были ранены двое бойцов одного из архангельских ЧОПов. Это ещё не гангстерский Детройт и далеко не Сектор Газа. Это Архангельск в зеркале криминальных сводок конца февраля — начала марта.
***
Большинство стран мира, в том числе и Россия, широко распахнули границы для иммигрантов. Отчасти это произошло спонтанно. Отчасти это наивность нашего Правительства: дескать, рабочих рук не хватает. Но рабочие руки едут из Таджикистана и Молдавии. А азербайджанское или грузинское направления? Много ли рабочих-азербайджанцев вы видели?
Азербайджанцы в производственной сфере — редкость. Созидатели вроде Нусрата Гулиева (царство ему небесное) среди иммигрировавших на Север — редкость. Торговля — вот специализация осевших в Архангельске представителей азербайджанской национальности.
По законам какой страны организован азербайджанский бизнес в нашем краю — это вообще с трудом поддаётся исследованию. Ясно, что не по азербайджанским — законы Азербайджана тут соблюдать не обязательно. А российские законы... Общеизвестно, что они созданы для того, чтобы их обходить. Наши законы можно даже не обходить — благодаря алчности наших чиновников их можно даже не замечать. Таким образом, торговая часть азербайджанской диаспоры оказалась в некоем обособленном квазигосударстве, созданном спонтанно самими же закавказскими «бизнесменами». Построено это «государство» по клановому принципу: примерно как в США 20-30-х годов XX века итальянские кланы (Корлеоне, Манезе и др.); клан — уроженцы одноименной деревни на Сицилии...
***
Азербайджанская диаспора крайне неоднородна. К примеру, сгоревший кабак «Встреча» и «Империя» (увеселительное заведение со специфической репутацией) — это один клан. «Маленький Баку» — другой клан. Онежский азербайджанецединорос, друг Молчанского, то ли торговец, то ли доцент — это третий клан... По разным оценкам, азербайджанских кланов пять или шесть. В этом сообществе установлены некие понятия, схаваны куски земли и заняты «поляны» — сегменты бизнеса. Установлен статус-кво...
По сути такой статус-кво — это фольклор. Без законов, на одних только договорённостях, квазигосударства наподобие архангельской азербайджанской торговой диаспоры могут какое-то время существовать...
***
...Но рано или поздно даже в самой закрытой и организованной диаспоре найдётся тот, кто в школе читал Достоевского и чётко запомнил лишь два момента из романа «Преступление и Наказание»:
1.«Имею я право» из вопроса Раскольникова — «тварь я дрожащая, или право имею»;
2. Топор, обрушившийся на голову старухи-процентщицы... Ибо право, а право я «имею».
На самом деле вся вышеприведённая политология — констатация существования в Архангельске самоорганизованного криминального мира. Мира, параллельного государственному и муниципальному. В 20-е, 30-е годы XX века в Чикаго, Нью-Йорке и других американских городах похожее называлось COSA NOSTRA. История сицилийских кланов в Америке — это сплошная «Война и Мир». Войны было больше. Кто смотрел «Крёстного отца», тот наверняка запомнил деревню Корлеоне, которая опустела. Ибо вендетта...
Кто-то надеялся, что осевшие на нашем севере азербайджанцы более социально организованы, чем итальянцы?
***
«Междуусопчики», иногда с доставанием ножей, у архангельских азербайджанцев возникали периодически. Им есть что делить, потому и кровопускание бывало. Но раньше всё было тихой сапой: и пряный по-закавказскому гнев, и «кинжаль в попа». Архангельск по крайней мере спал спокойно. Но вот случилось то, что и должно было случиться — этнические войны в центре города, зарева пожарищ, гулкие щелчки пистолетных выстрелов. Всё это диалектика, которую не замечали. Пока не зазвучала стрельба...
Это как раз тот случай, когда рука не поднимется возвести напраслину на нашу мили... простите, уже полицию. Азербайджанцы в силу менталитета, перемешанного с инстинктом самосохранения, своих не сдадут. Их можно голодом морить, воды не давать — НЕ СДАДУТ. Потому любые следственные действия в отношении диаспоры обречены на провал. Известно достоверно, что милицейские патрули оперативно реагировали на стрельбу в городе. Приезжали, когда ещё характерный запах серы не успевал рассеиваться, и характерные лица уроженцев Закавказья не успевали ретироваться... Увы, всё без толку. Разговор получался каждый раз примерно такой: дескать, гражданин, поясните...
— А? Что? Какой? По-русски не понимай!
Это этническим гангстерам закон не писан. А милиционеру придерживаться закона надо: «по-русски не понимай» означает «переводчик давай». Где ночью в Архангельске взять переводчика, да ещё и с азербайджанского? И пусть понятно, что уроженец солнечного Азербайджана ещё полчаса с акцентом, но адекватно общался на русском. Объяснения с него пусты — протокол начальство ни за что не примет, прокуратура «собак спустит».
***
Итак, часть азербайджанской диаспоры оказалась беспредельщиками и «отморозилась». И сейчас не установить, чья в том вина. То ли по причине халатности, то ли из-за мздоимства контролирующие и надзирающие органы им разрешили систематически плевать на законы. Ими недостаточно занимались силовики (интересно, а есть ли участковый в анклаве «Стрелковая — Московский — П. Усова»?). Политики в свою политику заигрались — общественных национальных советов кучу насоздавали. Заседают да пляски с песенками устраивают периодически. Городу от этих мероприятий проку мало, а вот у щедрых азербайджанских бизнесменов при получении доступа к телам руководителей города/области соблазны возникают.
Одни азербайджанские бизнесмены получаются более равноудалёнными, другие менее. У более удалённых возникает вопрос: чем я хуже? Вопрос возникает, патрон досылается в патронник. Вот так «как бы борьба» за общественное благо приводит к хаосу.
P. S. Одни люди воспитанные, приличные и с совестью. Другие наглые, беспардонные и бесстыжие. Думается, что процентное соотношение праведников и подонков у каждой национальности примерно равное. Нельзя судить о всём народе по повадкам отдельных его представителей.
Мы русские — Великая нация. Так проявим же мудрость: не будем судить о всех азербайджанцах по отдельным ублюдкам, позорящим Великий азербайджанский народ — народ Низами, Мухаммеда Физули, Кара Караева, Вагифа Мустафы-Заде, Полада БюльБюль оглы, Гейдара Алиева...
На фото, предоставленном пресс-службой регионального МЧС, пожар уничтожает азербайджанский ресторан «Встреча» — первый аккорд войны!
При комментировании редакция просит помнить, что мерзавцы есть среди всех национальностей в равной пропорции. А потому соблюдайте режим корректности. Не надо пропагандировать межнациональную и межконфессиональную рознь. ИБО эти деяния преступные и будут пресекаться модератором.