Руководитель Департамента межведомственной и информационной деятельности Федеральной службы РФ по наркоконтролю (ФСКН) генерал-лейтенант Александр Михайлов рассказал обозревателю "ИНТЕРФАКСА" Павлу Коряшкину об актуальных проблемах борьбы с наркоманией.
Александр Георгиевич, как Вы оцениваете итоги работы ФСКН в 2006 году? Какие главные задачи стоят перед ведомством в наступившем году?
- По предварительным данным, в 2006 году сотрудники ФСКН по возбужденным уголовным делам изъяли более 92 тонн наркотических средств и психотропных веществ. Из незаконного оборота изъято действительно большое количество наркотиков, цифры говорят сами за себя. В результате в большинстве регионов цены на наркотики выросли, а в ряде начался в буквальном смысле героиновый "голод".
Мы будем и впредь не только активно бороться со сбытом наркотиков, но и принимать широкие профилактические меры с тем, чтобы неуклонно снижался спрос. Противодействовать спросу сложно, но все-таки реально. Последний год показал, что молодежь начинает отворачиваться от наркотиков. Хотя многое здесь зависит не только от правоохранительных структур, но и от региональных властей, общественных организаций.
Если в прошлом число людей, поставленных на учет с диагнозом наркомания, ежегодно росло на 20-26%, то за последние три года этот прирост составил всего 0,05%. Медики могли бы возразить, что в данном случае мы имеем дело с латентным употреблением наркотиков, но, к примеру, в целом ряде российских регионов снижается число выявленных наркоманов среди тех, кто проходит медкомиссию для призыва в армию.
Есть и другая проблема - снижение спроса на наркотики компенсируется увеличением употребления спиртных напитков и ростом алкоголизма. Поэтому необходимо бороться с употреблением всех психоактивных веществ, пропагандировать здоровый образ жизни.
Какие наркотики сейчас преобладают на российском "черном рынке"?
- Перечень наркотиков существенно не меняется. У наркоманов по-прежнему пользуются популярностью героин, марихуана, но в последние годы мы отмечаем увеличение доли синтетических наркотиков.
Это связано с увеличением числа зарубежных подпольных лабораторий по производству "синтетики" и стремлением молодежи обезопасить себя от инфекций, связанных с употреблением наркотиков внутривенно. Хотя, люди ошибаются, полагая, что синтетические наркотики менее опасны, чем, к примеру, героин.
В России по-прежнему много афганского героина?
- Более 98% героина на российском "черном" рынке - из Афганистана. И одна из ключевых задач - блокирование транспортных потоков, через которые идут поставки героина в Россию.
В Афганистане производство героина постоянно растет. Причем он полностью уходит на нелегальный экспорт. Мы регулярно изымаем крупные партии героина, но попытки ввезти этот наркотик в нашу страну по-прежнему очень активные.
Раздаются призывы возродить существовавшую в СССР практику принудительного лечения наркомании. ФСКН - за?
- Это инициатива скорее общественности, а не силовых ведомств. И к нам, и в Госдуму поступает масса обращений от граждан, которые требуют ввести принудительное лечение для наркоманов. Авторы обращений видят в этом способ защитить себя и своих детей. Ведь наркоман втягивает в сферу своего влияния окружающих.
Вопрос о недобровольном лечении от наркомании сейчас действительно активно обсуждается. Мы делаем акцент на слове "лечение". Должна быть создана полноценная система именно лечения, а не заключения и не издевательства над человеком. Возврата к советской системе быть не должно. Речь должна идти о временной изоляции человека от общества для нормального процесса лечения и реабилитации.
Медицински вывести наркомана из состояния ремиссии можно достаточно быстро, но задача любого лечения - закрепить стабильное состояние у больного. Если не будет полноценной системы реабилитации, никакое лечение не поможет.
Множество частных клиник и центров рекламируют себя, обещая исцеление от наркомании. Можно ли им верить?
- Клиники и центры, у которых действительно высокие результаты лечения, в шумной рекламе не нуждаются. А навязчивое рекламирование своих методик свидетельствует о невысокой эффективности.
Клиники, которые обещают стопроцентную гарантию лечения, наверное, вводят людей в заблуждение. Мы внимательно следим за работой такого рода клиник, и должен сказать, что многие из них базируются на дутом авторитете. Поэтому верить можно далеко не всем.