Недавно ряд крупнейших исследовательских центров выступил с заявлениями о том, что многие болезни напрямую связаны с этническими и расовыми признаками. И, как следствие, было бы правильным под каждую конкретную этническую группу подбирать свой набор лекарств.
Ученые установили, что организм афроамериканцев плохо реагирует на некоторые сердечные лекарства, и как следствие - для них надо составлять особые фармакологические композиции. В связи с этим в некоторых штатах даже появились средства с особой надписью на упаковке. Впрочем, некоторые считают это не более чем рекламным трюком для завоевания чернокожих клиентов. Тем не менее хорошо известна непереносимость многими народами Африки и Азии молочных продуктов, поскольку в их организме отсутствуют соответствующие ферменты, ответственные за расщепление молочного белка. Так значит ли это, что, разделяя людей по расам, мы таким образом можем говорить и об их реакции на различные виды лекарств, а также о подходящей для них пище?
По этому поводу в науке уже развернулись горячие дебаты. Некоторые исследователи утверждают, что принадлежность к той или иной этнической группе должна играть очень небольшую роль в медицинских и генетических исследованиях. Другая же группа ученых настаивает на том, что при любом лечении и генетических исследованиях надо в обязательном порядке использовать понятие этноса и группы, поскольку все это вносит свой «вклад» в развитие болезни. Да и многочисленные исследования показывают, что связь между этнической группой и заболеваниями существует. Ведь некоторые виды заболеваний характерны в основном для определенных рас. Например, кистозный фиброз чаще всего обнаруживают среди коренных европейцев, а серповидно-клеточную анемию (т.н. анемию Геррика) – среди выходцев из Африки.
Ученые пришли к выводу, что по сути ряд болезней – это проявление своеобразных защитных мутаций, призванных бороться с еще более тяжелыми заболеваниями. Такие мутации явились результатом активизации защитных функций организма против болезней, которые встречались во вполне определенных точках планеты. Например, люди, которые унаследовали одну копию полиморфизма (тончайших вариаций в генах) серповидной анемии, проявляющуюся в наличии в крови характерных серповидных эритроцитов, одновременно отличаются удивительной устойчивостью к малярии, столь сильно распространенной в Африке.
А вот европейцы, обладающие хотя бы одной полиморфной копией кистозного фиброза, значительно меньше подвержены обезвоживанию организма, которое вызывается холерой. И здесь нетрудно вспомнить страшные эпидемии холеры, которые пришлось пережить европейцам в период Средневековья. Это и есть защитные мутации, которые одновременно могут вызывать и другие болезни.
Устойчивость к болезням и вызовам внешней среды заставляют мутировать наши гены. Это приводит к некоторым парадоксальным последствиям, например, к возникновению естественной защиты от СПИДа. Ряд людей обладает интересным полиморфизмом, связанным с отсутствием в обеих копиях их гена участка, который кодирует рецептор поверхности клетки, именуемый химиорецептор-5, сокращенно CCR5.
Большинство штаммов вируса ВИЧ-1, который и вызывает СПИД, связывается с рецептором CCR5, чтобы получить доступ внутрь клетки. Не находя его, вирус не может «поселиться» в организме. Таким образом, люди, которые испытывают недостаток в рецепторах CCR5, являются устойчивыми к ВИЧ-инфекции. Этот поразительный полиморфизм в гене рецептора CCR5 найден почти исключительно среди жителей северо-восточной Европы. Причем разные виды полиморфизма CCR5 по-разному проявляются у разных групп населения. Некоторые виды полиморфизма не предотвращают заражения организма, но заметно уменьшают возникновение СПИДа и количество смертельных исходов, в других же случаях лишь замедляют развитие заболевания. Но и один и тот же вид полиморфизма может по-разному отражаться на разных группах населения. Например, один вид полиморфизма заметно замедляет болезнь или вообще предотвращает ее у выходцев из Европы и наоборот ускоряет развитие СПИДа среди выходцев из Африки.
Вообще именно наши предки «виноваты» во многих наших болезнях, например, как предполагается, даже в диабете и гипертонии. Группа ученых во главе с Нейлом Ришом из Стандфордского университета считают, что расовые различия имеют влияние на развитие целого ряда болезней в организме человека. Например, было установлено, что количество осложнений от диабета второго (более тяжелого) типа заметно зависит от того, к какой этнической группе принадлежит человек. Так что в будущем установление этнического происхождения человека может заметно повлиять на успешность его лечения.
Елена Канардова