В Казахстане официальной реакции на новшества в миграционной политике России пока никакой не было. Это вполне объяснимо: казахи если и выезжают в Россию, то чаще всего на ПМЖ. А работы им хватает и внутри страны. Наоборот, в Казахстан приезжают работать из России, причем трудятся официально и по контрактам.
Между тем правоохранительные органы Казахстана в последнее время
проявляют серьезную обеспокоенность из-за миграционных процессов.
Неделю назад на годовой коллегии Министерства внутренних дел и
руководство полиции, и генеральный прокурор республики заявили о
необходимости создания единого государственного органа, регулирующего
миграционные процессы. Беда в том, что Казахстан заполонили трудовые
мигранты из соседних стран – Киргизии и Узбекистана, большинство
которых работают нелегально. За первые месяцы акции по легализации
трудовых мигрантов встать на законный учет пожелали почти 200 тыс.
человек, преимущественно узбеки и киргизы. В полиции убеждены, что это
лишь малая часть нелегалов, работающих в стране.
В Казахстане в последние годы идет активное строительство, поэтому остро ощущается нехватка рабочих, и мигранты из соседних стран – всегда желанные гости на стройплощадках. Кстати, это касается не только частных объектов, но и государственного строительства. Тем более что и обходятся нелегалы гораздо дешевле: если казахстанцы требуют зарплату от 400 долл. и выше, то узбеки с радостью соглашаются работать за 15–20 тыс. тенге (около 150 долл.).
Сегодня казахстанские силовики выносят проблему нелегальной трудовой миграции в разряд приоритетных, опасаясь, что с ужесточением российской миграционной политики нелегалы хлынут в Казахстан с удвоенной силой. Проблема актуальна еще и потому, что даже сейчас, когда ситуация не столь напряженная, правоохранительные органы, несмотря на принимаемые меры, не могут перекрыть все переходы, которыми пользуются нелегальные мигранты.
Сакен Салимов