Техногенные катастрофы

В ночь с 8 на 9 мая в шахте на глубине около 500 м с перерывом в четыре часа прогремели два взрыва, в результате погибли 66 человек. Судьба еще 24 работников шахты пока (официально) не известна.

Оперативное руководство этой шахтой осуществлял Геннадий Козовой, личность настолько же непубличная, насколько и интересная — так, например, он занимает 68 строчку в списке 100 богатейших людей России.

Комментируя трагедию ИА «Интерфакс», Козовой ограничился лишь констатацией того, что «он этого не ожидал». От себя дополню, что и многих других вещей случившихся после взрывов в Междуреченске он тоже «не ожидал».

В данной статье я не буду подробно останавливаться на причинах катастрофы и не буду искать ответы на вопросы, почему в сверхкатегорийную по метановым запасам шахту после первого взрыва подали ток, в результате чего и произошел второй взрыв.

Не буду я и ругать спасателей, честно выполнивших свой долг и поднявших на поверхность почти 295 живых (!) горняков. 19 человек из них отдали свои жизни, совершив личный и гражданский подвиг.

Поговорю я о человеческом измерении трагедии, её социальных последствиях для всей России.

Сейчас, после столкновений междуреченцев с ОМОНОМ, все ищут виновных. В 4 часа утра 15 мая Аман Тулеев выступил с видеообращением, в котором обвинил во всём мифических провокаторов коварно подпоивших жителей, а также призвал горожан «не громить магазины», да и вообще, не устраивать здесь «Киргизий».

Понятно, что никто из собравшихся на площади «Киргизий» и не планировал. Власть сама себе её и организовала.

Смотрите, что произошло. Из шахты поднято 66 трупов, а 24 человека (теоретически) еще не найдено. Их поиски 14 мая одномоментно прекращаются и принимается решение затопить шахту, а потом продолжить поиски уже трупов.

Люди собираются на стихийный митинг 12 мая, где просят дать им списки всех, кого еще не подняли на поверхность. Все понимают, что там уже трупы, но так хоть помянуть по-человечески, свечу в храме поставить, но точных списков власть не дает.

Даже 15 мая, в своем видеообращении Аман Тулеев, подтверждает, что это делалось с его ведома. Мол, они же еще не найдены.

В России траур не объявляют. Грызлов (это который всё «козлов грызет» (с) Ъ) попросту сделал вид, что не услышал этого предложения от депутата Нины Останиной.

То есть по факту гибели врага России Качинского мы траур можем объявить, а по факту гибели шахтеров где-то там в Сибири — не будем. Хотя шахтеров погибло побольше, чем шляхты. Но кто они такие? А тут интересы внешнеполитические. Да и мало их там умерло, больше надо, тогда и поскорбим… А для недовольных всегда есть ОМОН, и вообще, во всем виноваты провокаторы.

А раз так, то остановимся на провокаторах отдельно. Совершал ли Козовой преступление, когда шахтерскому городу во всеуслышание заявил о том, что если они будут требовать повышения зарплаты, то он наберет китайцев и те вообще бесплатно работать будут? — однозначно. Было ли это провокацией? — конечно.

Было ли провокационным игнорирование Борисом Грызловым предложения об объявлении всероссийского траура по погибшим?

Было ли преступлением замалчивание в СМИ акций протеста горняков, когда 3000 митингующих превратили в 300 алкоголиков, а людей, перекрывших железную дорогу, вообще назвали уголовными элементами, не имеющими отношения к угольщикам.

Результат не заставил себя долго ждать. Люди вышли на улицу.

Не нужные (Козовому) люди на ненужный (властям) митинг.

Вот тогда-то страна и узнала, что они рискуют жизнью за 15-25 тысяч рублей, а умирают за 30-35. Много это или мало? Готовы ли вы отправить в забой своего брата или отца и знать, что он каждый день за среднемосковскую зарплату рискует не вернуться?

Узнали, что платят им только тогда, когда они сами отключают датчики и дают стахановскую выработку угля.

И что смерть у них простая и страшная, мы это тоже узнали, а потому и ОМОН этих людей не берет.

50 горняков больше часа оборонялись от 120 ОМОНовцев. Шахтеры забросали ОМОН камнями и бутылками — пострадали 17 милиционеров, 28 человек были задержаны.

А что Тулеев? Тулеев говорит, что Козовой-то, конечно, виноват, но вот судить будут тех самых людей, кого Козовой и им подобные довели до перекрытия железной дороги. Людей, которых вначале обобрали, потом оболгали, а в конце концов — убивать начали.

Но все-таки они ничего не поняли. Сам Козовой даже не арестован. Еще и интервью раздает. Причем складывается впечатление, что с людьми разговаривать он привык только с борта вертолета.

Так, в ответ на вопрос о повышении заработной платы он привычно зарядил про низкую производительность (это уже после столкновений) и что де зарплата у шахтеров в этом году выросла на 10 %.

И встречаться он с инициативной группой готов, если там пьяных не будет — ну не любит Козовой пьяных, что тут поделаешь. А на вопрос, почему к людям на митинг не вышел — «Не позвали», говорит. Да как тебя звать-то? Письмом что ли?

И чему удивляется губернатор? Когда к людям никто не вышел, они и пошли «на рельсы», что тут непонятного? Тогда и мэр Междуреченска приехал, да и Тулеев примчался.

Тулеев-то быстро Козовому всё объяснил и сказал, сколько он денег шахтерам должен, так что в воскресенье 16 мая — он это все по бумажке в эфир зачитал.

Но хватит ли денег на тушение всех пожаров? Ведь в Кемеровской области шахт много, и бесчеловечные условия на них — не исключение, а практика.

Может быть, именно поэтому, по сообщению газеты «Труд», в Междуреченске с сегодняшнего дня вводится план «Крепость»: город полностью закрывают для въезда и выезда. Ожидается также, что в ближайшее время сюда стянут дополнительные силы милицейского спецназа.

А потому стоит вполне серьезно отнестись к призыву некоего «Союза Жителей Кузбасса», в результате которого во многих шахтерских городах может полыхнуть.

В своем обращении они выдвигают 5 условий власти :

 

1. Освободить всех арестованных в Междуреченске в ближайшие дни, прекратить всякое преследование. Прекратить оскорбления и клевету против жителей города в центральных СМИ.

 

2. Повысить зарплату во всех рентабельных шахтах региона в три раза, считая от минимальной, но не ниже 45.000 рублей. Именно из-за малых зарплат идет нарушение техники безопасности, в результате чего наши люди гибнут сотнями.

 

3. Прекратить преследования за независимую профсоюзную деятельность по защите интересов рабочих. Виновных в преследованиях следует строго наказывать.

 

4. Вывести из Междуреченска силы МВД, привезенные из других городов.

 

5. Ввести в каждом городе ежемесячно массовую народную встречу с главой администрации города, чтобы давал отчет народу, что сделано им полезного за прошедший месяц, и отвечал лично на вопросы, принимал петиции и обращения граждан.

 

Другие решения их не устроят.

 

Для того, чтобы услышать решения высшей власти страны в наш адрес — они планируют народные сходы в субботу, 22 мая, у зданий администраций наших городов. Ровно в 16.00.

Перечень городов, где объявлен всеобщий сбор граждан, и где действуют наши инициативные группы:

Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск, Анжеро-Судженск, Белово, Березовский, Калтан, Кемерово, Киселевск, Мыски, Осинники, Полысаево, Прокопьевск.

Мы призываем приходить на сбор не только шахтеров и их близких, но и всех, кому не наплевать на общее положение дел на нашей земле. Пусть чиновники выйдут и дадут нам ответ на наши требования. И нас устроит только выполнение всех требований.

 

Отсчет времени пошел. Ответный ход за властью.