На Северном Кавказе наблюдается высокая степень нетерпимости жителей-мусульман к представителям других религиозных конфессий, в большей степени – к христианам. Такие выводы делают эксперты по результатам проведенного информационным агентством Caucasus Times исследования в столицах пяти северокавказских республик. Аналитики утверждают, что эта тенденция в первую очередь связана с политикой властей региона.
Результаты опроса, проведенного среди двух тысяч жителей Северокавказского региона, выявили большие различия в степени толерантности местного населения в отношении представителей иных религиозных конфессий. По словам руководителя информационного агентства Caucasus Times Ислама Текушева, только в Чечне количество заявивших о своем отрицательном отношении, например, к христианству, составило почти половину опрошенных – 44 процента. В регионе, где большую часть населения составляют мусульмане, в ходе опроса задавались вопросы о степени религиозности исламского населения, об отношении жителей к другим религиям и течениям, в частности, к ваххабизму. Полученные данные, по утверждению Текушева, рисуют противоречивую картину роли ислама в Северокавказском регионе. Они свидетельствуют как о значительном влиянии ислама на население, так и о серьезных различиях между отдельными северокавказскими республиками в уровне приверженности населения исламским ценностям, – подчеркивает Ислам Текушев:
– Это, прежде всего, связано с насаждаемыми Рамзаном Кадыровым исламскими традициями. Об этом, кстати говоря, недавно заявляли и представители правозащитных организаций, таких, как, например, "Хьюман Райтс Уотч". Фактически Рамзан Кадыров установил в Чечне, в российском субъекте, шариатские законы.
Другой момент, на который следует обратить внимание, – аналогичная ситуация сложилась по всему Северокавказскому региону. И хотя степень терпимости в разных регионах разная – в Дагестане или Кабардино-Балкарии ниже, чем в Чечне и Ингушетии, – тем не менее, эта тенденция проявляется повсеместно. Данный
На Северном Кавказе формируется новая суперэтническая идентичность мусульман Северного Кавказа. Это конфликт цивилизаци подтверждает наблюдения ряда экспертов о том, что на Северном Кавказе формируется новая суперэтническая идентичность мусульман Северного Кавказа. Это конфликт цивилизаций, – считает Ислам Текушев.
опрос подтверждает наблюдения экспертов о формировании на Северном Кавказе новой суперэтнической общности мусульман Северного Кавказа.
Подобные результаты опроса о высокой степени нетерпимости жителей Северного Кавказа к христианству наряду с организаторами исследования удивили и политических аналитиков. Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко отметил в интервью Радио Свобода, что взаимная нетерпимость среди мусульман Северного Кавказа достаточно высока, однако отсутствие толерантности мусульман по отношению к христианам региона до настоящего времени ярко не наблюдалось:
– Меня такие результаты очень удивили. Конечно, там русских и вообще славян могут ассоциировать с центром и его политикой. Может быть, эти 44 процента связаны с систематическими разговорами о крестовом походе. О крестовых походах мы уже слышим аж с 2001 года, когда Буш в первый раз после 11 сентября сказал: "Мы воюем против исламских экстремистов". А фактически получается, что противостояние происходит с мусульманским миром. И это могло наложить отпечаток на те 44 процента, которые получились в этом опросе. Может быть, это связано и со всплеском русского национализма, который мы видели в декабре. Если христианство отождествляется с политикой центра, то через это, наверное, мы можем получить почти половину итогового результата, но все же опосредованно: мы не любим Москву, мы не любим федеральную власть, они христиане, – сказал Алексей Малашенко.
Как показали опросы, ислам как общественный институт занимает все более важное место в жизни жителей региона. 62 процента опрошенных считают, что религия играет "большую" роль в их жизни. При этом в Чечне это число достигает 81 процента. Для сравнения: в Кабардино-Балкарии в два раза меньше респондентов заявили о "большой" роли религии в их жизни – 42 процента, в Ингушетии – 68 процентов. Кроме того, результаты исследования показали, что количество людей, сочувствующих исламским радикалам или разделяющих их взгляды на Северном Кавказе, достаточно велико. Костяк этой группы, по словам Ислама Текушева, составляют молодые люди в возрасте от 20 до 25 лет. Это те, кто не участвуют в джихаде, не находятся в контакте с радикальными группами, но в определенных условиях готовы оказывать помощь вооруженному подполью:
– Мы пытались выявить процентное соотношение категории населения, которая восприимчива к этим радикальным идеям – на Северном Кавказе это ваххабизм. Но было очень сложно. Нам удалось получить данные, которые, на мой взгляд, представляют уникальную ценность. В принципе, эти результаты подтвердили мнение экспертов о том, что, во-первых, число тех, кто восприимчив к радикальным исламским идеям, на Северном Кавказе достаточно велико. По нашим данным в Кабардино-Балкарии таких симпатизантов около 39 процентов. Это очень большой процент, в Чечне он равен 33, в Ингушетии – около 30. А в Дагестане процент намного ниже, но там не удалось получить объективную картину, потому что население отказывалось отвечать на многие косвенные вопросы. Это обусловлено тем, что там широко применяется практика похищений силовыми структурами людей, которые проявили сочувствие или понимание каких-то догм и мировоззрения этих радикальных группировок, – подчеркнул Ислам Текушев.
Какие обстоятельства на Северном Кавказе способствуют тому, что население обращается к радикальному исламу? Следует ли опасаться радикальной исламизации Кавказа? Мнение Алексея Малашенко:
– Во-первых, исламизация уже давным-давно идет. Сама по себе исламизация абсолютно понятна, это, во-первых, поиск исламской альтернативы в условиях, когда все недовольны политикой властей, когда российские законы не работают вообще, естественно, идет апелляция к религиозной традиции. Она носит очень широкий характер. Законы шариата, между прочим, работают – худо-бедно, но работают все больше и больше. Принципы исламской справедливости способствуют и будут способствовать исламизации, потому что иной альтернативы я пока не вижу. Все разговоры о новом курсе пока уходят в песок. Говорить, что они радикалы, можно. Если кто-то выступает за шариат, он выступает и за исламское правление, это такая радикальная позиция. Но от чего она происходит? От того, что ничего другое не работает, – уверен Алексей Малашенко.
Сама по себе исламизация абсолютно понятна, это, во-первых, поиск исламской альтернативы в условиях, когда все недовольны политикой властей
Согласно результатам исследования, отношение к ваххабизму в западной части Северного Кавказа, в частности, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, оказалось значительно более благожелательным, чем в восточной части. Эта разница, как предполагают социологи, вызвана разной степенью ограничения религиозных свобод мусульман в разных республиках. Если в целом на Северном Кавказе число опрошенных, считающих, что права мусульман не соблюдаются или "скорее не соблюдаются", составляет 24 процента, то в столице Кабардино-Балкарии Нальчике это число составляет 36 процентов, в столице Карачаево-Черкесии Черкесске – 32 процента, а в Чечне – 19 процентов. Говорит Ислам Текушев:
– В Чечне фактически действуют шариатские законы. В Ингушетии глава республики Юнус-Бек Евкуров опыт своего коллеги в Чечне трансформировал и экстраполировал на Ингушетию, и он его там использует. Это им позволяет, с одной стороны, лишать рекрутской базы северокавказское подполье. С другой стороны, это очень опасно, потому что они формируют определенную субкультуру, которая способствует этому процессу отторжения культур и цивилизаций. То есть чеченская молодежь, которая воспитывается исключительно на превосходстве исламских традиций над другими, потом сталкивается с непониманием, когда выезжает за пределы Чечни. А в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, наоборот, республиканские власти стараются полностью отстраняться от исламских традиций, они делают упор на светское правление. Это отражается на отношении республиканских властей к той категории населения, которая хочет жить по канонам ислама, – считает Ислам Текушев.
По мнению экспертов, избежать исламизации общества на Северном Кавказе вряд ли удастся. Связано это с рядом факторов, полагает Алексей Малашенко:
– Я считаю, что общая тенденция - это ухудшение ситуации. Причем, может быть даже не экономическое, а социально-политическое. Потому что экономически, в общем-то, Кавказ не бедствует. Есть республики в России, которые живут намного хуже. Тут и колоссальные дотации из федерального бюджета, которые достигают почти 90, а то и больше процентов – и в Чечне, и в Ингушетии, и в Дагестане. Малый бизнес там процветает. А вот социальные, социо-культурно-политические проблемы, конечно, огромны. Это и разрыв между властью и остальным обществом, и раздражение против властей, и отсутствие модернизации. Это огромное количество безработных. Причем, когда я говорю "безработных", я не имею в виду просто молодого человека, у которого нет работы: это человек, которому просто нечем себя занять ни днем, ни вечером. Это действительно достаточно горючий материал для радикальных настроений. Это, конечно, чудовищная коррупция, "серая" экономика. Это проблема образования – там масса проблем, которые не решаются, они вызывают у людей озлобление и раздражение. Это границы между республиками, между районами, очень непростые межэтнические отношения. Как это все преодолеть комплексно? Прислали Хлопонина, создали новый Северокавказский округ, а воз и ныне там – даже не считая Ингушетии, дестабилизация только нарастает, количество терактов растет, – подчеркивает Алексей Малашенко.
По мнению главного редактора информационного агентства Caucasus Times Ислама Текушева, властям Северокавказского федерального округа необходимо прежде всего выдвинуть и реализовать на практике внятную и притягательную для населения программу, способную стабилизировать обстановку в регионе и нейтрализовать действия идеологов исламского радикализма и руководителей Имарата Кавказ.