В Ингушетии за последние месяцы погибли сразу несколько солдат срочной службы. Каким образом, вопреки заверениям Минобороны и неоднократным заявлениям представителей ведомства, что срочников не будут посылать в горячие точки, молодые люди все же оказались на Северном Кавказе, выяснила газета «Московский комсомолец». Оказывается, приказ в действительности не соблюдают, а подлинные обстоятельства гибели молодых людей скрывают.
Одним из таких погибших срочников оказался Алексей Бельков, проходивший службу в 19-й отдельной мотострелковой бригаде воинской части № 20634, дислоцированной во Владикавказе. По официальной версии, 31 марта солдат был смертельно ранен во время выполнения боевой задачи в селении Верхний Алкун. Бельков, как сообщалось, стоял в оцеплении рядом с разрушенным во время спецоперации силовиков домом, где были уничтожены боевики.
- «МК» уличил Минобороны в отправке срочников на войну в Грузии. Ведомству пришлось признаться
Высокопоставленный офицер, участвовавший в мартовской спецоперации в Ингушетии, рассказал изданию, что на самом деле произошло с солдатом. По его данным, поздно ночью Алексей Бельков, которого позвал командир, вышел за ограждение и подорвался на заложенной боевиками растяжке.
Два других солдата-срочника, стоявших на посту, не разглядев в темноте своего сослуживца, открыли стрельбу. Бельков был убит на месте. Как считает офицер, в этом случае правильно было сообщить родным Алексея, что его не случайно застрелили свои, а он погиб в ходе спецоперации. Ведь в этом случае семье полагаются какие-то деньги.
Как отметил офицер, а между тем, пока 18-летние срочники прикрывают силовиков, рядом, в станице Троицкая стоит батальон, состоящий из ингушей-контрактников. По какой причине этот батальон командование Минобороны не направляет на спецоперации, непонятно. В то же время в 19-й бригаде официально создана рота срочников для огневой поддержки КТО. Так командование отдает «русских Вань» боевикам «на съедение», констатирует МК.
Командование сознательно нарушает приказ Минобороны. Ведь по распоряжению министра обороны РФ Анатолия Сердюкова военнослужащие срочной службы не имеют права не только участвовать, но даже находиться в зоне КТО.
Ингуши едва не линчевали призывника за аварию
Источник в военной прокуратуре рассказал МК, что гибель Белькова не единственное ЧП с участием срочника на Кавказе.
За день до убийства Белькова в районе ингушского села Галашки солдат того же подразделения в сложных погодных условиях не справился с управлением бронированного автомобиля «Урал» и совершил ДТП, в результате которого погиб местный житель. Как было установлено, солдат за рулем находился незаконно.
До приезда военных местные жители вытащили из «Урала» солдата и стали его зверски избивать. Молодого человека едва удалось спасти от гибели.
Застрелился, погиб при странных обстоятельствах… Никто не наказан, дела замнут
29 марта в расположении самой бригады один из военнослужащих срочной службы покончил с собой. В декабре 2010 года на заставе того же Троицкого гарнизона при невыясненных обстоятельствах от огнестрельного ранения скончался еще один срочник. Все инциденты расследуются, но, как пишет, издание, скорее всего дела замнут. Командование бригады всячески препятствует проведению расследования по фактам гибели солдат, фальсифицирует детали происшествия. Никто из начальства наказан не был.
Как отметил источник газеты, во время проверки, состоявшейся в марте, речь шла также о неуставных отношениях в бригаде. Русские солдаты жаловались, что дагестанцы издеваются над ними, избивают и насилуют. Правда, до официальных заявлений в прокуратуру от пострадавших дело не дошло и вряд ли дойдет. Собеседник МК отметил, что он лично убежден в фактах изнасилований на 100%.
Как отмечает офицер, хотя Минобороны последнее время продвигает установку, чтобы военнослужащие по призыву служили в своем регионе, полностью укомплектовать местными кадрами кавказские части не удается, поэтому сюда отправляют русских.
По мнению экспертов, причиной того, что на прикрытие КТО бросают срочников, следует искать в том, что контрактникам надо платить «боевые». Призывники же выполняют любые приказы совершенно бесплатно.
В командовании войсками Южного военного округа заявили, что ответственность за участие солдат в КТО лежит на Национальном антитеррористическом комитете. Именно этот орган проводило спецоперацию в Ингушетии, а Минобороны якобы было лишь исполнителем. Официального ответа из НАК издание так и не получило. Неофициально в комитете подтвердили, что операция действительно проводилась под их руководством.
Отметим, что два года назад МК выяснил, что срочников отправляли воевать в зону российско-грузинского конфликта 2008 года Грузии. Сначала Минобороны отрицало этот факт, но потом признало, что в зону боевых действий попали единицы.
Однако было установлено, что срочников в Южной Осетии и Грузии было гораздо больше, причем не все они успели пройти полугодовую подготовку, как уверяло военное руководство. При этом солдатам отказались платить положенные приказом министра обороны «боевые». Вскоре скандал замяли, никто из начальства наказан не был, никаких извинений Минобороны также не принесло.
В Минобороны категорически опровергали слухи об отправке солдат в горячие точки
Отметим, что в прошлом году СМИ писали о том, что в скором времени Минобороны будет комплектовать части и подразделения на Северном Кавказе не только контрактниками, но и военнослужащими, проходящими срочную службу. Такие слухи возникли в связи с существенным уменьшением квоты на контрактников на Северном Кавказе.
Представители Минобороны категорически опровергали эту информацию. Как, в частности, утверждал начальник российского Генштаба Николай Макаров. По словам Макарова, в зонах конфликтов и горячих точках в Дагестане, Ингушетии и Чечне, а также на российских базах в Абхазии и Южной Осетии будут служить только контрактники.
Однако СМИ указывали на изданный в январе 2010 года приказ министра обороны Анатолия Сердюкова о предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных сил РФ, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ.
Как говорилось в приказе, для срочников в этих местностях оклады по воинским должностям определены в размерах, предусмотренных для контрактников. Таким образом, приказ указывает на теоретическую возможность отправки призывников в горячие точки.
Всего за прошлый год, по данным Генпрокуратуры, в российской армии погибли более 400 человек, большинство из них служили в Восточном, Южном и Западном военных округах. В то же время преступность в войсках снизилась на 17% по сравнению с прошлым годом.
На 28% уменьшилось число тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья военнослужащих. Как отмечают в ведомстве, преступность снизилась не только из-за работы правоохранительных органов по профилактике, но и потому что в армии стало меньше контрактников, создававших основные угрозы.
По статистике, в прошлом году от неуставных взаимоотношений и рукоприкладства пострадали 4280 солдат, 11 из них погибли, здоровью еще 142 военнослужащих причинен тяжкий вред.