В Петербурге вынесен приговор по резонансному делу Вадима Бойко, прозванного "жемчужным прапорщиком". Он получил 3,5 года условно.

Вадима Бойко, обвинявшегося в превышении должностных полномочий с применением насилия в связи с избиением человека на несанкционированном митинге у Гостиного Двора 31 июля 2010 года, Куйбышевский районный суд Петербурга признал виновным.

Хотя на протяжении всего процесса, а также в своем последнем слове Вадим Бойко упорно не признавал себя виновным, суд счел, что он вполне осознал последствия содеянного и назначил ему наказание 3,5 года лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года без права занимать должности в правоохранительных органах. Стоит напомнить, что прокурор просил для Вадима Бойко 4 года в колонии-поселении.

Потерпевший Дмитрий Семенов приговором не доволен:

- Как мы и предполагали, вынесен мягкий приговор, - говорит Дмитрий. - Примечательно, что он выносился, когда помогающий нам юрист Елизавета Напара, работающая с Европейским судом, находится за границей, то есть она не могла быть ни на прениях, ни на чтении приговора. Она подала заявку, процедура прошла, заявка принята в Европейском суде, и сейчас там ожидают приговора российского суда.

Семенов обращает внимание и на то, что его второго адвоката тоже не было в суде: ее телефон второй день молчит, и это заставляет Семенова предполагать, что адвоката могли запугать и посоветовать не ходить на оглашение приговора.

- Замена реального срока на условный – свидетельство того, что власть не собирается ничего менять, - считает член Правозащитного совета Петербурга Юрий Вдовин. - Наплевать ей на все наши демонстрации и митинги. Стоящие у власти люди очень боятся свою власть потерять, поскольку это чревато наступлением для них ответственности за все содеянное в последние годы, когда страну разворовывали так, как ее никогда не разворовывали. И, конечно, они будут цепляться за власть. Сегодняшним решением власть сказала нам: ребята, вы тут бунтуйте, но мы будем делать свое дело, и прапорщики наши, может, не так откровенно, но будут продолжать делать свое дело, и ответственности за это нести не будут...

У Вадима Бойко – мать-инвалид и маленький ребенок, а также положительные характеристики с работы. Все это суд счел смягчающими обстоятельствами.

Обжаловать приговор собираются адвокаты как потерпевшего, так и подсудимого.

Напомним, что после несанкционированного митинга в защиту 31-й статьи Конституции, проходившего 31 июля 2010 года, интернет буквально взорвался возмущением – десятки тысяч людей посмотрели видеоролик, на котором хорошо видно, как здоровяк с тройной жемчужной ниткой на запястье и дубинкой в руке возбужденно расхаживает по небольшой площади напротив станции метро "Гостиный Двор", бьет и таскает за волосы попавшихся под руку людей, в том числе девушку.

После этого сразу несколько человек обратились в прокуратуру, но полиция очень долго не могла опознать этого человека, бросившего в адрес участников протестной акции одиозное "хорьки" и получившего в ответ яркое прозвище "жемчужный прапорщик".

Почти месяц следователи уверяли, что не могут его найти – пока он не явился сам. Оказалось, что прапорщика зовут Вадим Бойко, его опознал Дмитрий Семенов – единственный из персонажей знаменитого ролика, признанный потерпевшим. Но даже когда у "жемчужного прапорщика" появилось, наконец, имя, неспешная проверка, проведенная петербургским ГУВД, не обнаружила нарушений в поведении Вадима Бойко – к крайнему изумлению всех, кто следил за развитием ситуации. История становилась все более скандальной, на нее обратили внимание не только блогосфера и правозащитники, но и Общественная палата.

В сентябре 2010 года "жемчужному прапорщику" было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий с применением насилия или с угрозой его применения и с применением оружия или специальных средств. Потом были очные ставки, на которых Вадим Бойко категорически отрицал свою вину и еще раз изумил всех – утверждая, что никого не бил. Выходило, что и дубинка сама скользнула на лицо Дмитрия Семенова, и нецензурная брань в адрес "хорьков" была направлена в воздух, а людей задерживали его товарищи, чьи фамилии он готов назвать, - вот эта готовности все свалить на сослуживцев многих удивила больше всего.

Судебные заседания начались в феврале 2011 года – вернее, они очень долго переносились по разным причинам, в том числе из-за госпитализации обвиняемого. Только в мае дело начали рассматривать по существу, что наводило на мысль о намеренном затягивании процесса.

- Я видела, как он шел от автобуса - такой весь вальяжный, мускулами играя, - говорит свидетель происшедшего Тамара Ведерникова. - У меня вообще такое ощущение, что велико было желание вывести его из-под ответственности. Понятно, время идет, какие-то события стираются из памяти, за это могут зацепиться те, кто защищают его, и свести к нулю наши свидетельские показания. Меня это не удивит. Рядом с ним должен быть его непосредственный начальник, потому что Бойко не по собственному желанию прибыл туда 31-го числа – он выполнял распоряжение своего начальства. И я считаю, что они должны отвечать за все происходящее...

Процесс длился долгие месяцы, заседания переносились, адвокат Вадима Бойко Анна Мюррей снова и снова требовала детальных экспертиз видеозаписей. И только в декабре 2011 года разбирательство стало подходить к финалу. 13 декабря гособвинение попросило для Вадима Бойко наказание в виде лишения свободы сроком четыре года с отбыванием наказания в колонии общего режима. 14 декабря Вадим Бойко выступил с последним словом, подчеркнув, что не признает свою вину, что он действовал строго по закону "О милиции", и что теперь, по его мнению, полицейских хотят запугать, чтобы они боялись задерживать людей на незаконных акциях.