Даниил Константинов. Фото ИТАР-ТАСС, Антон Новодережкин
Даниил Константинов. Фото ИТАР-ТАСС, Антон Новодережкин

В осаде

Лидера "Лиги обороны Москвы" арестовали по подозрению в убийстве

Чертановский районный суд Москвы 23 марта арестовал лидера движения "Лига обороны Москвы" Даниила Константинова. Его подозревают в убийстве, которое было совершено в декабре прошлого года. По версии следствия, он вместе с неустановленными лицами подрался с двумя мужчинами, один из которых скончался. Родственники и соратники Константинова уверены, что дело сфабриковано по инициативе Центра "Э" за отказ сотрудничать с оперативниками.

Согласно решению суда, националист останется под стражей как минимум на два месяца. Следствие настаивало, что в случае избрания более мягкой меры пресечения Константинов может скрыться. Активист свою вину не признает.

Утром 22 марта в квартиру Даниила Константинова в московском районе Медведково пришли полицейские. Активист отказался открыть дверь, поэтому оперативникам пришлось ее выбить. "В дверь ломятся менты с обыском", - написал Константинов на своей странице "ВКонтакте" за несколько минут до того, как полиция проникла внутрь.

"В половину десятого нам в дверь позвонил какой-то дворник, что ли, и попросил переставить машину (якобы она мешала убрать снег), - рассказывает жена Константинова Марина. - Я ему сказала, что уберу через десять минут. Через пять минут уже стали звонить в дверь беспрерывно и кричать, что пришли из прокуратуры. Я сказала, что открывать никому не буду". Тогда полицейские стали ломать дверь.

 

Выступление Даниила Константинова на митинге "Хватит кормить Кавказ!". Скриншот с сайта YouTube
Выступление Даниила Константинова на митинге "Хватит кормить Кавказ!". Скриншот с сайта YouTube

Они выломали первую дверь, а вторую хозяйка открыла уже сама. "Вошли пять человек в штатском. Представились. Я, правда, не запомнила, как их там зовут, потому что страшная суматоха была. Но, мне кажется, там были люди из центра "Э", - рассказала Марина. Предъявив ордер, полицейские приступили к обыску. По словам жены Константинова, они искали спортивную одежду. В итоге были изъята куртка, кроссовки и подарочный незаточенный нож. "Забрали еще мой ноутбук, планшетник, все флешки и старые нерабочие сим-карты, - перечислила она. - Потом спустились к машине. Там они забрали черную шапку".

Задержанного отвезли в Чертановский следственный отдел, где Даниилу Константинову рассказали, что он подозревается в убийстве Александра Темникова. По версии следствия, вечером 3 декабря в вестибюле станции метро "Улица академика Янгеля" активист вместе с неустановленными лицами вступил в конфликт с Александром Темниковым и его другом Андреем Сафроновым. В результате драки Темников был убит ударом ножа в сердце. Его тело было обнаружено неподалеку от станции метро. Сафронов проходит по делу свидетелем.

По словам адвоката Оксаны Михалкиной (их приводит "Коммерсантъ", "Ленте.ру" с ней связаться не удалось, поскольку весь день 23 марта ее телефон был выключен), на очной ставке Андрей Сафронов сказал, что Даниил Константинов похож на того человека, который участвовал в драке. В то же время он не смог сказать, наносил ли Константинов удары ножом. Как утверждает Михалкина, на очной ставке свидетель вел себя странно: его речь была замедлена, взгляд рассеян. Она обратила внимание на то, что он мог находиться под действием наркотических препаратов.

Как заявила жена Константинова, у ее мужа есть алиби. Вечером третьего декабря, по ее словам, они вместе были в ресторане. "Можно официантов опросить или посмотреть записи с видеокамер. Кроме того, мы были там с друзьями, так что и они тоже могут подтвердить, что Даниил находился в ресторане", - заявила она.

В последнее время Даниил Константинов вел активную политическую жизнь. Вместе со своим движением "Лига обороны Москвы" (оно появилось осенью 2011 года) он боролся против строительства мечетей, выступал на митингах из серии "Хватит кормить Кавказ", представлял националистов в гражданском совете "За честные выборы", который был консультативным органом при оргкомитете массовых митингов после декабрьских выборов в Госдуму. Кроме того, он организовывал акции против освобождения под залог Расула Мирзаева, обвиняемого в убийстве студента Ивана Агафонова. Помимо прочего, Константинов как юрист представлял интересы "Другой России" в суде по иску об отказе в регистрации партии.

С центром "Э", как рассказывает отец активиста Илья Константинов (депутат Верховного совета 1990-1993 годов), его сын встретился после митинга 5 декабря на Чистых прудах. Тогда активисты после согласованной акции устроили шествие и триста человек были задержаны. "В Тверском отделении к нему приходил сотрудник центра "Э" (он не представился) и предложил сотрудничать, стучать то есть. Когда сын отказался, он сказал: "Смотри сам, там где я - либо труп, либо большой срок", - рассказал Константинов-старший. Отец считает, что нынешнее обвинение в убийстве является следствием того отказа.

Аналогичную версию выдвинул и депутат Госдумы от "Справедливой России" Дмитрий Гудков. По словам справороса, до 2008 года Константинов состоял в партии и поэтому хорошо ему знаком. "Месяц назад Даниил звонил мне и сообщил, что в Центре по противодействию экстремизма ему угрожают "висяком" за отказ "стучать" на товарищей", - написал депутат в твиттере. Как заявил Гудков, он уже направил прокурору Москвы Сергею Куденееву запрос с просьбой проверить все обстоятельства этого дела.

 

Дмитрий Феоктистов. Фото с личной страницы "ВКонтакте"
Дмитрий Феоктистов. Фото с личной страницы "ВКонтакте"

По словам знакомой Константинова (она попросила не называть ее имя), Константинова предупреждали о возможном уголовном преследовании. "В начале марта Дмитрий Феоктистов (член оргкомитета по созданию партии "Новая сила", бывший активист РНДС Михаила Касьянова - "Лента.ру") пошел в Центр "Э". Он давно туда ходит, говорит, чтобы добывать информацию. На самом деле, он информацию сливает. Так вот, он сходил туда, после чего рассказал Даниилу, что "эшники" собираются повесить на него тяжкие побои или что-то такое. Оперативники показали ему портрет Даниила", - рассказывает она.

Как утверждает сам Феоктистов, он был на профилактической беседе в Центре "Э" до президентских выборов (точной даты он не помнит), где у него спрашивали, знаком ли ему Даниил Константинов. "Я ответил, что знаком. Тогда мне показали рисованный портрет и спросили: "Это Даниил Константинов?" Я ответил, что похож, - рассказал Дмитрий Феоктистов. - После беседы я предупредил Константинова, что против него готовится некое дело".

Непосредственно по делу об убийстве Феоктистова допрашивали 9 марта. Причем, по его словам, его принудительно доставили на допрос, хотя повестка ему не приходила. "Меня доставили в статусе свидетеля, хотя никаким свидетелем происшествия, о котором шла речь, я не являлся", - пояснил он. О следственных действиях активисту рассказывать запрещено, поскольку он дал подписку о неразглашении.

После того как Константинову стало известно о возможном уголовном преследовании, он решил дать по этому поводу пресс-конференцию. "Он и Феоктистову предлагал рассказать о давлении со стороны Центра "Э", но тот отказался. Тогда он мне сказал, давай вдвоем проведем, - рассказал один из лидеров "Русских" Дмитрий Демушкин. - Но мы не успели ничего провести, потому что его задержали".

Демушкин считает, что центр "Э" серьезно взялся за Константинова, потому что он слишком грубо их отшил. "Как я понял, однажды его принудительно забрали и в очередной раз предложили сотрудничать. Он их там буквально на х*р послал, хотя я советовал отказываться повежливее. Вообще он такой прямолинейный, но не боевик совсем", - рассказал националист. По его словам, Константинов месяц назад присоединился к движению "Русские" и был готов участвовать в создании партии.

Как рассказал Константин Крылов, который взялся создавать Национал-демократическую партию, он звал Константинова выступить на партийной конференции 24 марта. Крылов также склоняется к версии о мести Центра "Э". "Я слышал, что его пытались шантажировать, поэтому все выглядит как провокация", - заявил он.

На обычную провокацию Центра "Э" это не очень похоже, считает руководитель аналитического центра "Сова" Александр Верховский. "Обвинять человека в убийстве это как-то чересчур. Мне непонятен смысл этих действий. Какой-то неудачный способ склонить к сотрудничеству", - заявил он.

Владимир Цыбульский