В Московском городском суде завершилось рассмотрение громкого уголовного дела, возбужденного в отношении членов "Автономной боевой террористической организации" (АБТО). Неонацисты в течение двух лет совершали в столице поджоги и взрывы, причем их целями становились не только рынки и торговые точки, но также здания правоохранительных ведомств и спецслужб.

Лидер неонацистской группировки Иван Асташин по кличке Паук получил 13 лет лишения свободы. Отбывать наказание он будет в исправительной колонии строгого режима, передает РИА "Новости".

В качестве дополнительного наказания после отбывания основного срока Асташин будет ограничен в действиях еще на два года.

Он признан виновным в подготовке и совершении восьми террористических актов, изготовлении и хранении взрывчатых веществ, порче чужого имущества и публичных призывах к экстремистской деятельности. Судья отметил, что по одному из эпизодов прокуратура отказалась от обвинения Ивана Асташина по ст.205 (терроризм) УК РФ. По данному эпизоду уголовное преследование подсудимого прекращено за отсутствием состава преступления, сообщает "Интерфакс".

Суд также признал виновными в совершении семи террористических актов членов банды Асташина - Кирилла Красавчикова и Игоря Бокарева по кличке Пушкин. Красавчиков осужден на 12 лет колонии строгого режима с ограничением свободы также на два года, а Бокарев получил 11 лет строгого режима.

Другие участники группировки признаны виновными в совершении одного - двух терактов. По словам судьи, вина подсудимых была полностью доказана в ходе предварительного и судебного следствий. Так, суд приговорил Максима Иванова и Андрея Мархая к 10 годам колонии строгого режима каждого, Богдана Голонкова (кличка Сапер) - к 9,5 года с отбыванием наказания в колонии общего режима. Игорь Рудный получил 6 лет заключения строгого режима, а Григорий Лебедев - 5 лет исправительной колонии общего режима.

Единственную девушку в составе группировки - Ксению Поважную по прозвищу Волчица - осудили на восемь лет колонии общего режима. Наконец, член АБТО Ярослав Зайцев наказан тремя годами лишения свободы условно.

Суд постановил взыскать с осужденных около 1,5 миллиона рублей в качестве компенсации нанесенного ими материального вреда.

Позиция защиты: "насмотрелись телика и решили немного похулиганить"

Ранее гособвинитель Дмитрий Сухоруков просил суд признать подсудимых виновными по ст.205 (терроризм), 222 (незаконный оборот оружия), 223 (незаконное изготовление оружия и взрывчатых веществ), 167 (умышленное повреждение и уничтожение имущества), 280 (публичные призывы к экстремистской деятельности), 282 (возбуждение ненависти и вражды, а также унижение человеческого достоинства) УК РФ.

"Своими действиями они собирались бороться с системой и оказывать влияние на миграционную политику государства. Доказательства подтверждают террористическую экстремистскую направленность деятельности организованной группы", - заявил прокурор в суде. Он добавил, что подсудимые познакомились на почве националистических взглядов, а также изучали ножевой бой и технологию изготовления взрывчатых веществ.

Напротив, защита Ивана Асташина доказывала, "он может быть привлечен к ответственности только за хулиганство и порчу чужого имущества". Адвокат отметил, что удивлен тем, что народ и государство можно испугать поджогами, камнями и парой бутылок с зажигательной смесью. А именно такой вывод следует из обвинения по статье "Терроризм".

Уже в пятницу защита собирается подать кассационную жалобу на приговор, сообщил адвокат одного из осужденных Владислав Сорокин.

По мнению защитников, суд неправильно квалифицировал действия осужденных как терроризм, а не как хулиганство. "Этот вывод был сделан на основе сомнительных экспертиз. Экспертов даже не предупредили об ответственности за ложные выводы", - отметил адвокат.

В частности, у адвокатов есть претензии к качеству психолого-лингвистической экспертизы.

Для того, чтобы расценить действия как терроризм, необходимо, чтобы у людей, совершивших их, была определенная идеология, считают защитники. Однако члены АБТО никогда не выдвигали никаких требований и не собирались оказывать влияние на решения, принимаемые властью, утверждает адвокат.

"Для квалификации действий по статье 205-й должна присутствовать идеология, а ребята никаких целей, совершая поджоги и подрывы, перед собой не ставили. Они нигде не выступали и требований не выдвигали", - отметил Владислав Сорокин.

По мнению Сорокина, подростки просто взяли пример с участников беспорядков на Манежной площади, а также с участников беспорядков во Франции, которые поджигали машины. "Эти сюжеты показывали по телевидению каждый день на протяжении месяца, поэтому люди с несформировавшимися понятиями, что такое хорошо, взяли с них плохой пример", - сказал адвокат.

"Ребятам явно не хватало адреналина в жизни, наверное, очень спокойно жилось. Если учесть их молодой возраст и не вполне устойчивую психику, то можно понять, как они приняли для себя и для своей жизни эти дурные примеры", - пояснил Владислав Сорокин.