Неделю назад в статье "Обыкновенный садизм", пересланной нам из Вятского отделения ДПНИ, ДПНИ.орг писал о том, как лодого человека по имени Василий Варанкин пытали в Кировском Центре противодействия экстремизму.

Теперь статью об этом опубликовала известная вятская газета "Репортеръ":

"К нам в редакцию обратился молодой человек, 22-летний музыкант Василий Варанкин, который заявил, что его избивали и пытали сотрудники милиции. Незадолго до этого он написал заявление в прокуратуру, сообщив о предполагаемом преступлении совершенном в отношении него

Суть сообщения в следующем: «Все началось еще в конце весны-начале лета, когда прямо у моего дома произошла драка, в которой были избиты двое неславянской внешности». Сам Варанкин утверждает, что в этой драке не участвовал, а лишь видел со стороны, поэтому по делу и проходил как свидетель.

Шесть часов пыток...

30 июня, по его словам, прямо во дворе дома его задержали сотрудники милиции. Не предъявляя документов, посадили в машину и прямо здесь, ничего не объяснив, начали бить. Затем Варанкина доставили в Центр по противодействию экстремизму на Воровского, 8, и только здесь молодой человек наконец узнал, что же все-таки от него хотят. Как утверждает Василий, милиционеры заставляли его «взять на себя» распространение листовок во время акции ДПНИ, прошедшей 19 апреля напротив администрации Ленинского района г. Кирова. «Их было двое. Сначала они мне выламывали пальцы, - рассказывает молодой человек, - причем очень оригинальным способом: шариковую ручку засовывали между пальцами и «ломали» их. Больно, если честно. Потом иголку под ноготь указательного пальца совали, потом сигарету сюда же «причинарили». Говорили, если не подтвержу, что листовки делал, то они повесят на меня участие в драке и даже изнасилование. Типа женщина сейчас какая-то приедет и меня сразу опознает».

... и «добровольное» признание

По словам Варанкина, после того как с полудня до шести вечера продержали на Воровского, 8, «доведя практически до изнеможения», его повезли в Октябрьское РОВД. Привели к женщине-дознавателю, которая начала интересоваться его «участием в той самой драке». «Пришлось сознаться в том, чего не совершал, - рассказывает Василий, - часов шесть пыток вынести не каждый сможет. Дознаватель сначала задавала вопросы, а потом позвала тех двоих, которые избивали, они сели вокруг меня, а она спрашивает: «Показания были выбиты силой или добровольно все?». А они сидят и посмеиваются. Я, естественно, сказал, что добровольно». Имена своих обидчиков Варанкин узнает уже позже «через знакомых». Как утверждает потерпевший, это были сотрудники одного из отделов Центра - Алексей Бердинских и Илья Никонов.

Дело «спустят на тормозах»?

На следующий день молодой человек пришел в травмбольницу, где медики констатировали у него «ушиб мягких тканей пальцев левой кисти». При этом Варанкин сообщил персоналу клиники, где и каким образом были получены эти травмы. Врачи, как и положено по инструкции, сразу же проинформировали об этом органы. А на днях Варанкин обратился в комиссию по правам человека при губернаторе области. «Он собирается довести это дело до конца и рассчитывает, что прокуратура все же объективно рассмотрит его, хотя были многочисленные примеры, когда она (комиссия) «спускала на тормозах» подобные обращения, - поясняет член комиссии Евгений Кокоулин. - Естественно, возникает вопрос и о функции такой структуры, как Центр по противодействию экстремизму и ответственности ее руководства за такие дела».

Следствие ведут... неизвестные

Интересно, что в Первомайском следственном отделе, который занимается в том числе и расследованием «подобных травм» на своей территории, «никакого заявления от Варанкина не видели». Как нам заявил руководитель Первомайского МСО Денис Головкин, «в книге учета его не значится». Это при том, что, как утверждает сам Василий, уже через несколько дней после инцидента его вызывали именно в этот следственный отдел, а один из милиционеров даже приходил к нему домой с просьбой «забрать заявление». Решив добиться справедливости, Василий обратился в областную прокуратуру.

Алексей Сидоров

(Копию заявления Василия Варанкина в Кировскую прокуратуру о применении к нему пыток можно прочитать здесь).

Комментарий УВД

Непосредственный начальник Бердинских и Никонова - начальник отдела по противодействию экстремизму Андрей Вершинин заявил, что «никакого интервью давать не будет» и посоветовал нам обратиться в пресс-службу областного УВД. Исполняющая обязанности руководителя пресс-службы Елена Лучинина сообщила нам: «30 июня 2009 года в соответствии с п.4 п.5 ч.2 ст.38, а также ст. 152 УПК РФ в дневное время Варанкин В.В. был доставлен в Центр по противодействию экстремизму УВД по Кировской области в качестве свидетеля по уголовному делу, возбужденному по факту причинения телесных повреждений на почве национальной ненависти к гражданам Азербайджана. После получасовой беседы Варанкин В.В. был препровожден сотрудниками Центра в отделение дознания ОВД по Октябрьскому району г. Кирова для дачи свидетельских показаний по вышеназванному уголовному делу. Никаких противоправных действий в отношении Варанкина В.В. со стороны сотрудников Центра не предпринималось».