В эксклюзивном интервью AIF.RU ситуацию в Южной Осетии прокомментировал член Комитета Госдумы по безопасности, генерал-лейтенант милиции, генерал-майор (по линии ФСБ), доктор юридических наук Александр Гуров.
- В связи с обострением грузино-осетинского конфликта многие эксперты говорят об опасности начала масштабной наземной операции на территории непризнанной республики. Действительно ли война неизбежна?
- Мой взгляд не оптимистичный. Мы получили определённую информацию от агентурно-оперативных и разведывательных служб и чуть больше месяца назад обсуждали этот вопрос на заседании Комитета по безопасности. Представителям осетинской стороны и представителям других ведомств я напрямую задал вопрос: стоит ли ожидать серьёзной войны, масштабного конфликта на Северном Кавказе. Кто-то замялся, кто-то сказал: да нет, ну что вы... и так далее и тому подобное. Я не буду детализировать все эти эмоции, но, тем не менее, у меня ощущения не очень-то хорошие.
- Почему именно?
- Во-первых, Саакашвили поставил себе вполне определённую цель. Он к этой цели стремится, об этом говорят абсолютно все его действия. То, что сегодня мы там видим – расчистка территорий с обеих сторон для боевых действий и т.д., – это ведь неслучайно. Да, сейчас идёт игра мускулами, но что ждёт Грузию? Что ждёт осетинскую сторону? Всем всё понятно, ЧТО впереди может быть: Южная Осетия не уйдёт в состав Грузии никогда, и силовым путём этого не добьёшься. Независимости требует народ, и с народом нужно соглашаться. В свете всех этих обстоятельств, вполне вероятно – я не утверждаю, но вполне вероятно развязывание этого конфликта. Естественно, если в дело не вмешаются Соединённые Штаты Америки и не приструнят Саакашвили.
- Значит ли это, что у истоков конфликта – разбушевавшийся президент Грузии? Он ведь по-прежнему отрицает все обвинения на этот счёт в свой адрес?
- В начале, когда он пришёл к власти, мне он даже нравился. Было ощущение, что человек хотел что-то сделать для страны. Его резкость тогда я не воспринимал как недостаток. Но авантюристом он оказался…
- А Соединённые Штаты Америки? Есть мнение, что и они «руку приложили» к грузино-осетинскому конфликту.
- У США, по-видимому, действительно есть свои резоны на Кавказе. История давняя, кстати говоря. Вспомним, как США отбомбили Ирак и фактически дали свободу террористам – они сами теперь это признают, хотя многие там спорят на эту тему. Нужно учесть втягивание и мусульманских государств в грузино-осетинскую ситуацию. Есть мусульманские государства, которые тоже будут участвовать в конфликте на стороне Осетии, прежде всего. Американцы опять держат факел у запала бомбы по развитию терроризма.
- Со стороны властей постоянно слышатся заверения, что будет сделано всё возможное для мирного урегулирования конфликта.
- Таким путём, каким мы сегодня действуем, честно говоря, конфликты не предотвращаются. Наоборот, это похоже на кулачные бои в России, когда с одной стороны «пацанва» разогревается, дерётся, а взрослые стоят и ждут. И когда уже накал доходит до предела, тогда пацаны уходят в сторону, а взрослые начинают дубасить друг друга кулаками. Сегодня такая же ситуация, мне кажется, и там.
Хочешь мира, готовься к войне
- Иными словами, России следует готовиться к войне?
- А как же?! «Si vis pacum - para bellum!» - это было сказано более двух тысяч лет назад: хочешь мира, готовься к войне. Что изменилось? Ничего. Даже если войны нет, к ней всегда нужно готовиться. Она всегда может начаться.
Конечно, нам нужно готовиться. Нам нужно готовиться не к боевым действиям на территории России. Это абсурд. Этого не будет. Но нам нужно готовиться к приёму беженцев, нам нужно готовиться к действиям террористических групп – чего теперь таить – с грузинской стороны. Ибо они там давным-давно уже созданы. Просто нужно перестать лицемерить и называть вещи своими именами, кто есть кто. Если есть информация, в том числе, оперативного плана, значит, о ней нужно говорить. Ещё раз подчёркиваю: надо готовиться и к приёму беженцев, и к возможным террористическим актам на территории России, в которых будет обвиняться, конечно же, какая-нибудь из других сторон или сама Россия. Это однозначно.
Конечно, не хотелось бы, чтобы это произошло, поскольку это будет огромным катаклизмом для Северного Кавказа, для России - в первую очередь.